Ударом в спину назвал президент России действия турецких ВВС, в результате которых был сбит российский бомбардировщик Су-24. После заявления главы государства россиянам рекомендовали отказаться от посещения Турции. С соответствующим обращениями выступили глава МИД и руководитель Ростуризма. Правда, речи о вывозе наших туристов на родину не идёт.

Воздушное сообщение между странами также остаётся открытым. Сегодня из «Пулково» в Стамбул вылетели два борта турецких авиалиний. Завтра в Анталию отправится рейс «Уральских авиалиний». Вместе с тем один из крупнейших российских туропетаторов уже прекратил продажу путёвок в Турцию во всех своих представительствах не только в России, но и на территории Украины, Казахстана и Белоруссии. Николай Растворцев продолжит. 

Выстрелами из фоторужья неизвестный оператор фиксирует последние секунды жизни российского Су-24. Горящий бомбардировщик скрывается за холмом, и тут же слышен взрыв. Самолет находился на высоте 6 тысяч метров. Над территорией Сирии. В одном километре от турецкой госграницы. Но это не помешало двум F16 открыть огонь на поражение. Судьба наших летчиков по-прежнему неизвестна. В интернете появилось видео, где на земле лежит пилот без явных признаков жизни. 

Это выстрел в спину от государства, которое мы считали дружественным, скажет позже Владимир Путин. Очевидно, что российский самолет не угрожал Турции. 

Владимир Путин, президент России: «Они проводили операцию по борьбе с ИГИЛ, в горной части, где сосредоточены боевики, в основном выходцы из Российской Федерации. В этом смысле они выполняли свою прямую задачу превентивных ударов по террористам, которые в любое время могли вернуться в Россию».

Удивила и реакция самой Турции: вместо того, чтобы связаться с Россией, она обратилась к западным партнерам по НАТО. Правда, США тут же пояснили: защита воздушного суверенитета страны не является действием в рамках коалиции. Владимир Путин заявил: эксперты внимательно проанализируют трагедию. Но в любом случае эта атака будет иметь самые серьезные последствия для российско-турецких отношений. Впрочем, как нам рассказали соотечественники, живущие в Турции, местные журналисты тему сбитого самолета не обсуждают. 

Владимир Хотко, гражданин России, проживающий в Турции: «В турецких новостях, к сожалению, ничего не идет. Турция отмалчивается. Нет информации. Идут картинки те же, что и по российскому телевидению. Сбитый самолет. Парашютисты. То есть никакой информации нет».

Глава Министерства иностранных дел Сергей Лавров заявил: нарастающая угроза терроризма из Турции не меньше, чем из Египта. И сегодня же Ростуризм порекомендовал отказаться от поездок в республику. Впрочем, зима — не сезон для популярных курортов. Сейчас число отдыхающих в Турции петербуржцев невелико. 

Павел Румянцев, пресс-секретарь Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии: «Сейчас мы эту цифру оцениваем в 4 тысячи человек. И примерно 1 тысяча путевок забронирована в компаниях на Новый год».

Впрочем, предостережение МИДа не прошло стороной. Уже сегодня одна из крупных турфирм приостановила продажу путевок. 

Инесса Дойкова, представитель турфирмы: «Примерно до середины января компания к этому вопросу возвращаться не будет. В середине января в зависимости от обстановки политической, экономической, от того, что будет происходить, будет рассматриваться вопрос об открытии продаж по направлению Турция».

Высокий туристический сезон начинается обычно в мае. И если отношения между странами не потеплеют, Турция понесет серьезные потери. 

Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии: «Все туроператоры, которые потеряли сейчас Египет — самое массовое зимнее направление, потеряют и Турцию. А это направление номер 1 на российском туристическом рынке уже 13 лет. Турцию посещают порядка 3,5 миллионов россиян в год».

Впрочем, под угрозой не только туристический бизнес. Россию и Турцию связывают куда более серьезные экономические проекты. 

Александр Конфинсахор, политолог: «Еще полгода назад Турция была нашим очень серьезным партнером, у нас были «Южный поток» — огромный экономический проект — газопровод в южную Европу, и Турция выступала нашим союзником. Думаю, что, к великому сожалению, что этот проект на ближайшее и длительное время будет заморожен».

Взвесил ли все за и против тот, кто приказал сбить российский самолет, неизвестно. Падающий Су-24 может стать символом заката дружественных и теплых отношений, размененных на нефтяные потоки запрещенного «Исламского государства» (организация признана в России экстремистской и запрещена).