38 миллиардов рублей составляла сумма последнего конкурса на строительство метро. За эти деньги подрядчик должен был построить две станции новой, шестой ветки: «Юго-Западную» и «Путиловскую».

Однако конкурс сорвался, еще до первых жалоб в ФАС его отменил профильный комитет. Новый должны объявить со дня на день. Подобная ситуация происходит уже не впервые. Очевидно, что на рынке обострилась конкурентная борьба. Но вот существует ли альтернатива «Метрострою»? В этом разбирался Богдан Бакалейко.

Конкуренция за право строить новые станции петербургской подземки еще не была такой высокой. Конкурсы на десятки миллиардов рублей собирают по несколько участников и каждый раз дело доходит до обращения в Федеральную антимонопольную службу. Пока ничего, кроме затягивания сроков, новым игрокам добиться не удалось. Неизменным победителем по-прежнему остается «Метрострой». 

Петербургские проектировщики говорят: доверять компаниями из других городов нельзя. Любая ошибка в сложных городских грунтах может стать фатальной. 

Сергей Алпатов, генеральный директор НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских обьектов»: «Вы понимаете, если водопонижение будет сделано. Ну, условно, если уровень воды упадет на метр. Что будет, к примеру, с Исаакиевским собором? Он рухнет».

Основные конкуренты «Метростроя» специализируются не на метро, но они тоже возводят подземные сооружения. Признают: строить по чертежам петербургских проектировщиков может оказаться сложнее, но не потому, что у других компаний меньше квалификации. 
 
Игорь Добрых, генеральный директор компании ПриСС: «На сегодняшний день рынок занимает монопольная группа «Метрострой» — «ЛенМетроГипроТранс». Это очень крепкая связка. Одни проектируют под других. Мы работаем по всей стране, от Хабаровска до Сочи, выполнили на Олимпиаде огромные работы с глубинами по 50 метров, что очень похоже в Санкт-Петербургском метро».

Еще одна проблема — технологии. Конкуренты уверяют: строить можно было бы и дешевле, и быстрее. Для примера, в конкурсе на строительство станции метро «Театральная» компания СТС предложила цену на 700 миллионов ниже, а строители компании ПРиСС — на 500 миллионов. При этом время строительство обещали сократить почти на год. 

Игорь Добрых, генеральный директор компании ПриСС: «Почему всё так медленно получается? Почему так медленно строится метро? Гораздо медленнее, чем в Москве. Потому что все эти технологии, им 100% лет в обед. Делаются шахты диаметром 6 с копейками метров. Ну зачем делать такую узкую шахту? Если бы они сделали хотя бы 9 метровую шахту, можно было бы применить вместо их традиционного шахтного подъема какие-то более современные».

Откладывать на инвестиции в новые технологии «Метрострою» действительно не с чего. Даже его конкуренты признают, что сметы на подземное строительство в Петербурге сильно занижены. Работать приходится с минимальной прибылью. Показателен пример Фрунзенского радиуса, когда в мае подземные строители вообще заморозили работы до тех пор, пока Смольный не добавил к смете 1,5 миллиарда рублей. 

Сергей Алпатов, генеральный директор НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских обьектов»: «Сегодня на современное оборудование, которое используется не только «Метростроем», нет расценок. Ни для монтажа, ни для демонтажа, ни для работы. То есть считается по каким-то там расценкам 1985 года. Ребята, но мы применяем современные технологии. Если мы применяем современные технологии, пересчитаем стоимость этих работ».

Опыт работников в этой сфере может оказаться гораздо ценнее любых инноваций, считают петербургские проектировщики. Те люди, которые строили тоннели, никогда не смогут быстро и эффективно возводить метро. Тем более в сложных грунтах. 

Владимир Марков, заместитель генерального директора по проектированию метрополитенов: «Даже черный рабочий в тоннелях называется не рабочий, а проходчик. Причем проходчик Санкт-Петербурга и Москвы — это совершенно разные работники. С разной квалификацией. У нас были времена, когда мы привлекали шахтеров с Донецка, когда не хватало людей. Их производительность труда была вдвое, а то и втрое меньше».

Город в этом споре пока занимает сдержанную позицию. Конкуренцию приветствуют, но работать предпочитают с надежными компаниями. Тем более что обещать бизнес умеет лучше других — до первого аванса. Все это, однако, совсем не означает, что однажды точка зрения оппонентов «Метростроя» не покажется властям убедительнее.