Убранство дома 7 по улице Рубинштейна и раньше было в неприглядном виде, но жители опасаются не только за внешний облик, но и за его состояние. Ведь новый владелец, делая перепланировку, снес даже несущие стены. Постройка является памятником культуры регионального значения. Обитатели требуют открыть в этих стенах центр имени легендарной поэтессы. В ситуации разбиралась Мария Тихонова.

Мария Тихонова, корреспондент: «Еще месяц назад на карте Петербурга должна была появиться новая точка общепита. Здесь, на Рубинштейна, самой ресторанной улице города, она стала бы 61-й по счету. Но заведению с французским названием "Марше" вписаться в эпоху советского конструктивизма помешали местные жители. По их мнению, идеологически неправильно размещать питейное заведение рядом с барельефом памяти музы блокадного Ленинграда».

Проникновенные и дорогие для каждого блокадника строки Ольга Берггольц писала в этом доме на пятом этаже. Музей в той квартире так и не открыли. Ее нынешняя хозяйка Елена Наумова с трудом попадает к себе. В ходе строительства ресторана пострадал весь дом. Входные двери перекосило, а трещины по стенам дошли аж до шестого этажа. 

Жильцы этого дома-коммуны, в народе прозванного как «Слеза соцреализма», в комфортных условиях никогда не жили. В многоэтажке из шлакобетона, наспех построенной в начале 30-х, шумы и запахи распространяются мгновенно. Перспективу вдыхать ресторанные ароматы и сопротивляться ритмам громкой музыки, люди не поддержали. Однако новому владельцу помещения это не помешало начать ремонт и внести серьезные коррективы в планировку. 

Александр Найштейн, член совета собственников жилья дома №7 по ул. Рубинштейна: «Никого не пустили, а вечером они были все, окна были открыты, мы и увидели, что стены снесены, стена, которая проходит вдоль всего дома. Нам даже в страшном сне не могло привидеться, что человек может сносить несущую стену в доме, мы знаем, что это за дом. О нем еще написано в воспоминаниях Ольги Берггольц, когда она жила на 5-м этаже и слышала, как читают стихи на третьем этаже».

Шокированные увиденным, люди забили тревогу и даже написали письмо президенту. Ведь дом на Рубинштейна, 7 находится под охраной как памятник регионального значения. Знаменит он не только своими жильцами, но и задумкой передовых советских архитекторов. 

Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания СПб: «Образцовый социалистический дом без кухонь, без ванных сперва, на первом этаже была фабрика-кухня, где советская женщина должны была брать обеды, завтраки и ужины, а не готовить сама. Мыться надо было ходить в баню».

Пространство бывшей советской коммуны современные рестораторы планируют заполнить эклектикой Востока и Франции. Внутри заведения хотят воссоздать интерьеры виллы модельера Ив Сен Лорана в Марракеше — выкрасить стены в кислотные синий, красный и фиолетовый цвета. Столь смелыми решениями креативный совладелец ресторана славится как в жизни, так и в работе. Он выдержал двухмесячную осаду будущего ресторана, в который для обследования не могли попасть ни градозащитники, ни полиция.

Лидия Бортникова, заместитель прокурора Центрального района СПб: «В настоящее время в помещение удалось попасть, в рамках уголовного дела, был обеспечен доступ, сейчас проводится дополнительная проверка по результатам которой будет решаться вопрос о привлечении должностных лиц к административной ответственности».

За самоуправство по Уголовному кодексу предусмотрен штраф от 80 тысяч рублей или лишение свободы на полгода. Параллельно комитет по охране памятников готов возбудить в отношении собственника два административных дела. А это ответственность уже в пять миллионов рублей. За свои смелые идеи креативный ресторатор, вероятно, сэкономит на французском шике, а на время прокурорских проверок ему придется запастись восточным гостеприимством.