Как рассказал на уходящей неделе Владимир Путин, по разным оценкам, на стороне ИГИЛ (на территории РФ организация признана террористической и запрещена) воюют от 5 до 7 тысяч выходцев из России и других стран СНГ. Елена Болдышева узнала, какие методы используют вербовщики.

Интернет сегодня превратился в один из главных офисов вербовщиков в армию ИГИЛ — эту организацию в России признали террористической и запретили. В зоне их интересов все пользователи. Например, любителям компьютерных игр предлагают закрепить навыки на настоящем поле битвы.

Для вербовщиков неважно, кто перед ними. Общаясь, они умело мотивируют человека. Легче всего работать с романтиками. Им рассказывают о новом справедливом мире, из которого новоиспеченным воинам джихада не захочется возвращаться. Обрабатывают профессионально. Общественное движение «Альтернатива» много лет занимается вызволением людей из рабства. Недавно попытались вернуть молодого человека из рядов ИГИЛ. А на сайтах знакомств вербовщики выискивают жен для боевиков среди тысяч одиноких женских сердец. 

Сергей Нестеренко, директор интернет-компании: «Возраст там 20-23 года. Получить список девушек. Посмотреть, чем она там интересуется, где живет и так далее и тому подобное и начать с ней работать».

Потенциальная жертва — это молодая, легко внушаемая и романтичная натура. Вербовщики пишут сообщения, опираясь на интересы жертвы. Разговор могут начать хоть с котиков, хоть с философии Ницше. 

Елена Болдышева, корреспондент: «Россиянок ловят на живца — отправляют фото предполагаемого мужа. Как правило, брутального и состоятельного жителя Ближнего Востока. Согласие на брак получают за пару недель. Дальше невесте дают билет в один конец. Там вместо райских кущ и дворцов, ее ждет карьера наложницы любого из боевиков Исламского государства».

Жертв ищут и в ночных клубах, и в университетах. Предлагают сначала дружбу и помощь, затем посвящают в идеологию ИГИЛ. Известный петербургский журналист Андрей Константинов несколько лет проработал военным переводчиком в горячих точках на Ближнем Востоке. По его мнению, в рядах террористов оказываются и те, кто хочет строить справедливый мир.

Андрей Константинов, директор Агентства журналистских расследований, писатель: «Это коммунисты ислама. Это очень опасная штука. И с ними надо бороться не только самолетами и наземными сухопутными силами, с ними надо бороться идеологически. Они что обещают — они обещают рай на земле. Только он наступит, когда вы повоюете за него. Эти ребята, они такие: решительные, злые».

Новые воины джихада не замечают, как террористы ИГИЛ отрезают головы ученым и разрушают мировое культурное наследие — уничтожили Пальмиру, античный город, именем которого поэты называли Петербург. Для них ИГ — оплот и защита униженных и оскорбленных. И некоторые бывшие республики СССР для вербовщиков — лакомый кусочек.

Ефим Резван, профессор, арабист-исламовед: «Возникают возможности для вербовки, потому что, смотрите, у нас есть аудитория мусульманская, правильным образом подготовленная на протяжении многих лет. Которые знают, что у них было великое прошлое, великое прошлое отобрали. Они являются жертвой, а сейчас у них есть сила для того, чтобы восстановить справедливость».

Сегодня руководители диаспор народов Кавказа в Петербурге чаще стали проводить встречи с молодежью. Это исламский центр на Васильевском острове.

— «Хотя бы если одного человека мы остановим он не уедет туда — это будет большой плюс».

На этой встрече руководители диаспоры Дагестана в Петербурге рассказывают о настоящих канонах ислама, которые выступают против любого насилия, кроме оборонительной войны за свою страну, а не за мифический справедливый мир.

Расул Абдулхаликов, руководитель молодежного отделения российского конгресса народов Кавказа в СПб: «Если кто-то вам говорит, что вы должны куда-то поехать, что у кого-то можно что-то отнять, что за совершение какого-то акта вам будет что-то обещано, вы получите место в раю — это совершенная ложь. В этой части каноны ислама соответствуют общечеловеческим ценностям».

А с интернет-вербовщиками воюют их же методами. На этой неделе анонсировали новую программу. Она способна искать опасные, с точки зрения религиоведов, словосочетания и самостоятельно анализировать активность в группах. Результаты поиска используют спецслужбы. Сегодня в крупных российских соцсетях практически не осталось сообществ, на которые еще пару месяцев назад ссылались сайты пропагандистов ИГИЛ — террористической организации, запрещенной на территории Российской Федерации.