Кто и как уничтожал барельеф? И кто заказал разгром? Расследование провел Дмитрий Рунков.

Юрий Зинчук, ведущий: «Давайте вернемся к самому громкому скандалу последних дней. Я имею в виду уничтожение барельефа с изображением Мефистофеля на доме Лишневского. И детали произошедшего сейчас уже не столь интересны. Важнее другое. Всё-таки хочется понять, а кто стал виновником преступления. Именно преступления, потому что по данному факту возбуждено уголовное дело. Ведь, если мы поймем, почему это произошло и кто виноват, нам легче будет ответить на другой вопрос. А как сделать так, чтобы в будущем подобное не повторялось. Уж очень резкой была петербургская реакция на произошедшее. Поэтому давайте продолжим искать следы преступника. Дмитрий Рунков пошел по этим следам».

Фигурантов резонансного дела правоохранители установили буквально на следующий день, но пока их имена скрыты тайной следствия. Если верить публикациям СМИ, исполнитель — Константин Исаков. Он проживает в историческом центре города. 28-летний петербуржец, студент ИТМО, до скандала отметился разве что увлечением фотографией и пристрастием к ночным прогулкам по крышам. Сейчас он отказался от связей с внешним миром: подчистил данные своей странички в соцсети и отключил телефон. Да и его родственники будто потеряли дар речи. 

Чтобы оценить, какой уровень подготовки требуется для того, чтобы взобраться на крышу, мы обратились к профессиональным промышленным альпинистам. Результат оказался мало ожидаемым. В Петербурге сотни и сотни любителей , которые смогли бы добраться до Мефистофеля буквально в момент. 

Дмитрий Рунков, корреспондент: «По заверению промышленных альпинистов со стажем, спуститься с крыши дома в центре Петербурга может даже новичек. Для этого достаточно минимум знаний. При этом на подготовку не понадобится много времени. Минут 10, чтобы исследовать площадку и найти трубу, к которой прицепить страховку. Вот и все. Можно спускаться».

Промышленный альпинист с 30-летним стажем и говорящей фамилией Владислав Орёл, за свою карьеру покорил почти все высоты Петербурга. По его словам, самое сложное отнюдь не восхождение. На сбор разрешительных документов обычно уходит не менее недели. Да и гонорар 5000 рублей , который, по версии прессы, запросил Исаков, завышен. То есть, вероятно, предполагаемый крушитель Мефистофеля осознавал, что преступает закон. 

Владислав Орел, промышленный альпинист: «Я бы спустился и посмотрел, я работал в реставрации. Рука бы просто так не поднялась. Если бы аварийная , я бы снял, бросать бы не стал. Это варварство».

Если имя исполнителя в прессе называется безальтернативно, то кто стал заказчиком разгрома, пока под вопросом. Правда, все чаще в СМИ упоминается фамилия муниципального депутата Андрея Бреуса. 29-летний уроженец городка в Якутии в Петербурге получил диплом менеджера университета культуры и искусств. Именно он, по случайности, а может быть, и с умыслом, первым оказался у осколков падшего ангела, сброшенного с 5 этажа. Он же, как свидетельствуют журналисты, и заказал машину для вывоза исторически-значимого мусора на свалку. Чтобы подтвердить или развеять слухи мы направились муниципальный совет, где служит депутат. Но там он появляется примерно столько же раз, сколько месяцев в году.

В существование народного избранника Бреуса жители муниципалитета Аптекарский остров, похоже, не очень верят. Даже самые осведомленные в любом дворе бабушки говорят — в своей жизни с Бреусом не сталкивались. 

— Нет не знаем, ни чем он занимается, никто его выбирал.

— Я не знаю это имя, я ходила, возможно, за него голосовала, но имя не на слуху.

— Не знаю, это кто вообще? 

— Фамилию слышал, но не знаю, кто такой.

Не исключено , после уничтожения барельефа Мефистофеля и другие архитектурные памятники города могут оказаться под ударом. Кому-то не по вкусу придутся фараоны «египетского дома» на Захарьевской улице. Что за оккультные мумии в самом центре города? Или целая семья драконов, вползающих в окна дома на Таврической. Да и чудовища-грифоны на прославленном Мариинском театре могут оскорбить чувства самых трепетных граждан.

Если можно измерить деньгами потери от уничтожения Мефистофеля, это более 7 миллионов рублей. Именно во столько приблизительно обойдется его воссоздание. Уже нашелся и спонсор возрождения скульптурного демона, осталось заручиться одобрением комитета по охране памятников. Но даже если очертания Мефистофеля вновь появятся на вершине дома — это все же будет новодел. Уже утративший историческое обаяние частицы северного модерна Петроградской стороны.