Военно-исторический парк может появиться в Купчино. Сейчас там идут раскопки. Активисты уже восстановили ДОТ оборонительного рубежа «Ижора» и землянку. Но у исследователей ещё много работы.

Сейчас разработана концепция создания мемориальной зоны на улице Димитрова. В памятные дни там планируют проводить мероприятия, посвящённые Великой Отечественной войне. Алексей Жуков побывал на раскопках и увидел, что уже сделано для будущего музея под открытым небом.

— Я думаю, что это тех времен и это паяльник. Это паяльник, скорее всего, поскольку сюда подходили провода, вот мы сейчас тоже их раскапываем, то есть это запаивали именно провода.

Всего несколько минут с начала раскопок, и первая находка уже на поверхности. До установления аутентичности еще месяцы, но радость от возможной удачи никто не скрывает. Раскапывают исследователи, возможно, последнюю сохранившуюся в Петербурге землянку времен Второй мировой. Место, откуда сейчас ведрами и лопатами вычерпывают накопившуюся за 70 с лишним лет землю и воду, когда-то было домом для солдат двухамбразурного пулеметного ДОТа, который должен был защитить наш город. 

Алексей Жуков, корреспондент: «Принять участие в боевых действиях ДОТу не довелось. Его построили уже в 1943-м, опасаясь повторного броска немцев на Ленинград. Но так близко к городу враг подойти уже не смог. Тем не менее держать оборону здесь были готовы вплоть до самого окончания войны, а после оборонительное сооружение пригодилось не только военным, но и гражданским».

Таких ДОТов на «Ижоре» построили 92. Сначала в них жили гарнизоны, затем горожане, чьи дома оказались разрушены за годы войны. Само оборонительное укрепление открыли для посетителей еще два года назад, восстанавливают до сих пор. А вот на солдатскую землянку время и силы нашлись только сейчас. 

Алексей Седельников, член клуба истории фортификации: «Мы поняли, что она уходит на полтора метра в глубину. То есть мы думали, что она поверхностная, просто ее разобрали после войны, а оказалось, что она уходит вниз на полтора метра, и она сделана таким образом, вокруг нее сделан так называемый глиняный замок. То есть привезена глина откуда-то. Ну, чтобы вода не проникала внутрь».

Из этой ямы солдаты за секунды по траншеям могли попасть на боевые посты. Ориентируясь на места и размер креплений, положение предметов восстанавливали по миллиметрам. Теперь здесь все, как в 1943-м. Ящики, посуда, каски и даже массогабаритные макеты пулеметных установок. Они не могут стрелять, но в остальном — точные копии. 

Ольга Исаева, член клуба истории фортификации: «Здесь не было найдено ничего. Вернее, не так. Здесь была ржавая рама от фильтро-вентиляционной установки, здесь были опоры под баки, больше здесь, в общем, ничего и не было. Не знаю даже, как вам сказать. Эти вещи, которые мы здесь показываем, это вещи подлинные. Это вещи, соответствующие эпохе, то есть вот эти ложки — это «Красный Выборжец», эти ложки выпускались здесь».

Вслед за ДОТом и землянкой исследователи намерены восстановить все траншеи и, возможно, пару соседних укреплений. А затем в планах музей под открытым небом или тематический парк воинской славы.