На братском кладбище в садоводстве «Лебедь» последний покой обрели 16 солдат, сражавшихся в июне 1944 года на Карельском перешейке.

Торжественно-траурная церемония захоронения состоялась накануне. Останки бойцов Красной армии нашли недалеко от мемориала в Куутерселькя. И совершенно справедливо принято решение предать их земле на месте сражений. Имена погибших защитников восстановить не удалось, но поисковики смогли воссоздать картину самих боев. Подробнее расскажет Алексей Жуков.

В тишине слышно только скрежет лопаты, вокруг братской могилы стоят люди с красными розами в руках. Спустя 70 лет 16 красноармейцев наконец обретают покой. На этом самом месте в садоводстве «Лебедь», а в годы Великой Отечественной в предместьях Куутерселькя, они погибли, защищая Родину в битве с финской армией. 

Алексей Жуков, корреспондент: «Сегодня место, где когда-то шли ожесточенные бои и земля в прямом смысле этого слова пропиталась кровью, выглядит уже вполне обыкновенно. Маленькая деревушка, зажатая со всех сторон садоводствами и коттеджными поселками, размеренная жизнь. И вот этот монумент, слегка выбивающийся из общей картины, — единственное напоминание о страшной трагедии, которая когда-то здесь произошла».

На четырех квадратных километрах погибли по меньшей мере 1,5 тысячи солдат Красной армии. Хоронили бойцов здесь же, на линии фронта. Но большинство из тех, кого нашли в последние десятилетия, предали земле в Первомайском. Теперь, впервые с 1997 года, восстанавливается историческая справедливость. Павшие в этих лесах будут лежать вместе со своими однополчанами. Но имен их, скорее всего, так никто и не узнает. 

Вячеслав Скоков, командир поискового отряда «Карельский вал»: «Известны инициалы двух бойцов. К сожалению, только подписи на ложках, которые не очень хорошо читаются. Видно, что один, по-видимому, — Г.К.И. или Г.К.М., а второй — Х.Г. Третья буква не читается». 

Находят в районе Куутерселькя не только останки безымянных солдат. Вскрывая землю, поисковики восстанавливают и картину самих боев: где именно находились финские бункеры и артиллерия, откуда и каким маршрутом шла Красная армия. А среди осколков, гильз и развалившихся укреплений попадаются даже рабочие экспонаты. Например, этот пистолет-пулемет Шпагина или ППШ-41. 

Сергей Загацкий, командир поискового отряда «Озерный»: «Найден был здесь на месте битвы при Куутерселькя. Рядом была медаль за оборону Ленинграда. Через дорогу были двое бойцов. То есть скорее всего это автомат одного из этих бойцов. Стреляет холостыми патронами. Сейчас я попробую продемонстрировать».

Удовлетворение от проделанной работы поисковикам омрачает массированное наступление на места сражений свалок окрестных садоводств. 

Вячеслав Скоков, командир поискового отряда «Карельский вал»: «К сожалению, к нашему большому сожалению, вот эти перелески, в которых оборонялись советские бойцы во время финской контратаки, постепенно заваливаются мусором с садоводств. Нам уже приходилось там, в 200 метрах отсюда, выгребать консервные банки из окопов, под которыми был боец».

Может, масштабы поисков не те, что под Выборгом и, конечно, не те, что в Синявино, но речь все равно идет о тысячах погибших солдат. Так что работы поисковикам хватит. Часть битвы при Куутерселькя — это еще и крупнейшее в истории Скандинавии танковое сражение. Бронетанковые машины находят до сих пор. Правда, поисковики отстают от темпов строительства новых дач и коттеджей. И искать павших воинов скоро уже придется не в лесах, а на чьих-то частных землях.