Считанные дни остались до громкой премьеры в Александринском театре. 21 и 22 сентября там представят новую версию балета «Красная Жизель» в постановке Бориса Эйфмана на музыку Чайковского, Шнитке и Бизе. Знаменитый хореограф посвятил его великой русской балерине Ольге Спесивцевой.

Спектакль обрёл вторую жизнь. Впервые его показали в конце прошлого столетия. Этот балет критики называют философским и психологическим: трагедия Спесивцевой в своё время потрясла Бориса Эйфмана. Почему ему потребовалось время на переосмысление своего творения, у него самого узнала Ания Батаева.

Это ремейк своей же «Красной Жизели», которая сезон за сезоном собирала аншлаги с 97 года. В 2013 маэстро Эйфман на два года вычеркнул постановку для хореографического переосмысления: в основе сюжетной линии как и прежде история жизни русской балерины XX века исполнительницы роли «Жизели» Ольги Спесивцевой. 

Борис Эйфман, художественный руководитель государственного академического театра балета: «Когда я приступил к постановлению этого спектакля, я увидел, что он как бы не соответствует сегодняшнему и техническому уровню наших артистов и технологическому уровню нашей техники. Мы далеко ушли вперед. И я начал его модернизировать. Фактически я создал новый спектакль на уже известную тему».

Иммигрировавшая из революционной россии Русская прима-балерина Ольга Спесивцева недолгое время блистала на сцене театра «Гранд-Опера». Личная драма и душевные терзания слились с судьбой исполняемой ее Жизели, девушка сошла с ума из-за неудачной любви. Невероятно чувственная и ранимая, как описывали ее современники, ярчайшая балерина XX века тоже лишилась рассудка. История о трагедии балерины и легла в основу постановки. Впрочем, впервые исполняющая эту партию солистка театра Эйфмана Мария Абашова, не страшится наследия такой сюжетной линии, смешавшейся с реальной жизнью. 

Мария Абашова, солистка театра балета Бориса Эйфмана: «Со Спесивцевой. Наверное, только мучительный труд балета. Это каторга в цветах нас связывает. И потом партия Жизели, она у каждой солистки в голове. Я не знаю балерины, которая бы не хотела станцевать Жизель. Именно пережить бурю страстей на сцене».

Заслуженный артист России Олег Габышев, исполняющий роль партнера Спесивцевой, впервые появился на сцене в этой постановке 12 лет назад в Мадриде. Сейчас в новой постановке он исполняет ту же партию, но волнуется, как-будто впервые выходит на сцену.

Олег Габышев, солист театра балета Бориса Эйфмана: «Премьера — это всегда такое волнительное состояние, потому что не знаешь, чего ожидать. И поэтому все такие напряженные, но это естественно. И это напряжение дает некую изюминку именно премьерным балетам».

На протяжении многих сезонов «Красная Жизель» с триумфом исполнялась на престижных сценах Америки, Европы и Азиии. Новую редакцию спектакля о гениальной балерине уже оценили австрийские критики. В апреле постановка была показана в Венской народной опере. А теперь, 21 и 22 сентября его предстоит оценить и петербургской публике.

Борис Эйфман, художественный руководитель государственного академического театра балета: «Не могу сказать, что это будет тот же спектакль. Я никогда не делаю чистого переноса. Поэтому венские артисты, венский кордебалет, он отличается от моего знаменитого кордебалета. Поэтому, конечно, когда я начал ставить его на своих артистах, спектакль обрел новое дыхание. И можно сказать, что это будет именно петербургская премьера».

Билеты на премьеру были распроданы еще до осени. За два 21 и 22 сентября новую постановку увидят около двух тысяч человек.

Ания Батаева, корреспондент: «Спектакль будет в красных тонах: костюмы, декорации свет. И даже уезжает героиня Марии Абашовой из красной революционной России. Историю жизни русской балерины, переосмысленную режиссером спустя 17 лет с первой постановки представят на сцене Александринского театра».

В планах Бориса Эйфмана возвращение на сцену и других, выпавших из репертуара спектаклей: «Чайка», «Русский гамлет», «Я — Дон Кихот», «Убийцы». Ремейки известных постановок балетмейстер надеется показать и на сцене своего еще не открывшегося дворца балета.