В Петергофе после продолжительных реставрационных работ торжественно открылся каскад «Золотая гора». Отделаться перерезанием красной ленты было бы слишком просто для такого долгожданного события.

И, надо отметить, организаторы праздника серьезно подготовились. Многотысячной публике представили невероятный интерактивный спектакль. 

В числе зрителей происходящим восхищался Александр Буренин.

Каскад «Золотая гора» открыт после реставрации. Много воды утекло с тех пор, когда его последний раз ремонтировали. Почти все статуи подлинные — 18-19 века. В том числе и три центральных фигуры в композиции — Тритон, Нептун и Нимфа. 

Владимир Мединский, министр культуры РФ: «Петергоф — это место, которое обязан увидеть каждый цивилизованный человек. Не только россиян. Потому что таких мест в мире на пальцах одной руки [можно пересчитать], и много еще останется свободным». 

Но в эти выходные праздник не одного фонтана, а всего Петергофа. Как только стемнело, началось главное шоу. С помощью 3D технологий Большой дворец превращается то в огромные книжные полки, то в сцену оперного театра. Интерактивный спектакль «Рожденные словом» начинается с образа Пушкина. «С кого же еще?» — воскликнут чуть позже авторы. На нем вообще можно было построить все представление. Но от этой идеи отказались. И спустя пару минут — солнце русской поэзии на сцене накрывают тучи. 

Отрывок из оперы «Князь Игорь» сменяют фрагменты из русских сказок. Петергофский дворец сначала окутала златая цепь, затем пролетела Жар-птица. Когда вновь возвращаются к классике, действительно понимаешь, что при желании в такой постановке можно использовать только одного Пушкина. Как подтверждение, из калейдоскопа сюжетов появляется герой «Пиковой дамы». 

За шоу, кстати, наблюдает 30 тысяч человек. Множество туристов. Под впечатлением от увиденного они клянутся в вечной любви к этому месту.

— Я всех буду отправлять сюда. Город — прекрасный. Как сказка. Забудьте про Италию, про Венецию. Санкт-Петербург только. И все. 

Тем временем на сцене начинается погружение в Петербург Достоевского, затем Чичиков проезжает по российской глубинке в поисках мертвых душ. И, разумеется, Нос бежит куда глаза глядят. А затем тишину прорезают агитречевки, а в воздухе веет безоговорочной победой пролетариата. Владимира Маяковского не узнать невозможно. Заканчивается все так же резко, как и началось. 

Елена Кальницкая, директор Государственного музея-заповедника «Петергоф»: «Я смотрела, как 30 тысяч человек на одном дыхании смотрели современную оперу. Это представьте себе современную молодежь оторвать от компьютера и заставить слушать классическую оперу. Может, потом они и в оперу пойдут. Я не думаю, что они все сразу станут библиофилами, но если хоть кто-то заинтересуется, то уже успех». 

Только в конце спектакля понимаешь, что все это время фонтаны не работают. Казалось бы, непривычная ситуация для Петергофа. «Самсон» включается лишь в финале. В это же время в небе взрываются десятки салютных залпов.