Художественный руководитель БДТ Андрей Могучий в интервью программе «Пульс города» рассказал, каким он видит современный театр.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Сентябрь — это время начала нового театрального сезона для БДТ. 98-й по счету. А еще для БДТ — это будет год 100-летия со дня рождения Георгия Товстоногова. 15 сентября театр будет отмечать 90-летие со дня рождения Кирилла Лаврова.

Поводов для того, чтобы лишний раз заглянуть в БДТ, — более чем достаточно, что мы и сделали. С главным режиссером Андреем Могучим мы обсудили, чем живет сейчас легендарный БДТ. Андрей Анатольевич, мы пришли к вам с одной целью – узнать, каким будет БДТ в сезоне 2015/2016».

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «Все, что мы будем в этом году делать, будет посвящено Товстоногому. Кроме того, это будет литература, поэтому у нас превалируют названия классических авторов. Это будет Толстой, Шекспир».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Давайте посмотрим ваш репертуар. «Пьяные», «Алиса», «Когда я снова стану маленьким», «ZHOLDAK DREAMS: похитители чувств». Кстати, я зашел на ваш сайт. Меня поразила фотография героини с пирсингом. Это что?»

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «Мы живем в сегодняшнем дне. Это авторское высказывание режиссера. Очень хороший спектакль для дискуссий о том, что сегодня есть режиссура, что есть сегодняшний театр, что есть авторство в театре, что есть интерпретация в театре. Он будоражит мысль. Отчасти провокативный».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «БДТ – это храм академизма, Георгий Товстоногов».

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «Кто это сказал?»

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Так пишут театральные критики».

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «Всем уважаемым зрителям советую прочитать первоисточник, Георгия Александровича Товстоногова. Его воззрение на театр, его ощущение действительности были абсолютно революционными. Все, что звучит революционно для какого-то своего времени, впоследствии становится академизмом».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Сейчас, в XXI веке, насколько можно быть дерзким и смелым режиссером, чтобы не перейти грань, за которой начинается эпатаж, провокация?»

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «В искусстве допустимо любое проявление художественной воли и интуиции. Не нравится – не ходи, не смотри. Иди в другой театр. Единственная может быть претензия. Ты должен объявить об этом заранее, на афише, в прессе. Я еще раз говорю: хотите оскорбиться, приходите, не хотите оскорбиться – не приходите. Риск и авантюризм должны быть всегда, должны быть в любом проявлении подлинного искусства. Тарковский говорил: «Если я не чувствую художественного поступка, я не приступаю к работе». Иначе невозможно прорыва».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Что делать?». Мне очень понравился такой формат, когда после спектакля вы организуете обсуждение».

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «Сейчас социальное восприятие театра стало совершенно иным. Люди стали другими. Это на самом деле не обсуждение спектакля. Это продолжение разговора на какие-то темы, которые заложены у Чернышевского или в нашем спектакле, чтобы прояснять сознание и уходить от неведения, в котором мы все пребываем».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Как бы вы себе ответили на вопрос, который поставил Чернышевский: «Что делать?»

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «Делать. Надо что-то делать».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Я ставлю себя на ваше место. Я получаю назначение – худрук БДТ. Я прихожу – и что делать? Руки трясутся, я не понимаю, что происходит. Как вы справлялись с этой ситуацией?»

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «Все симптомы вы перечислили правильно. Это все присутствует. И театр, и история, и «тень отца». Это все существует, и это сильно могло бы воздействовать на мозг, если бы тот не отключился. Если сороконожка будет думать о каждой своей ноге, она далеко не двинется».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Сейчас не жалеете о том решении?»

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «Я стараюсь об этом не думать. Если я задумаюсь, я споткнусь и упаду».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Для чего эти комнаты?»

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «Это называется особое ложе. Всегда было для VIP-гостей».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Капитальный ремонт БДТ. Хвастайтесь. Что сделали, что не сделали?»

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «Это была очень непростая ситуация, когда сюда пришел. Было понятно, что ремонт и реконструкция происходят нечасто, раз в 50-100 лет. Нам было бы стыдно смотреть в глаза детям и внукам. Я переговорил со строителями вот так, по-мужски. Они меня услышали».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Андрей Анатольевич, самое место, чтобы задать вам вопрос: какой сейчас пошел зритель?»

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «Мне кажется, сейчас наступает такое время, когда театр становится «болевой точкой» общества, когда можно говорить вещи, которые не всегда можно найти в интернете. Единственное место, где человек может поговорить с человеком, где необходимо выключать мобильные телефоны».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Интересно, потому что я думал, что сейчас зритель идет развращенный кликовым сознанием».

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «Эпоха сериального зрителя, как я ее называю, который подсажен на эту жвачку. Но она заканчивается».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Вы бы сделали на злобу геополитической конъюнктуре спектакль про события на Украине?»

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «Сделал бы, почему нет?».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Зачем?»

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «Это иллюзия, что художник находится вне действительности. Если бы я делал спектакль, конечно, я бы не выяснял этимологии конфликта. Я не занимаюсь политическим театром, но [занимаюсь] театром, который выясняет, что есть человек на этой земле, почему человек способен на агрессию, почему он способен к ненависти, почему мир разделился на наших и не наших… Пора прекратить любить самого себя. Пора попытаться полюбить кого-то другого. Так или иначе все спектакли, по сути, про Украину».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «После капремонта я вижу какие-то невероятно сложные конструкции. Этого не было раньше? Не избаловывает режиссера техника?»

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «Я могу за себя отвечать. Имея эти возможности, наоборот, отказываюсь. Художественная мысль парадоксальна. Мне интересны сейчас минимальные декорации».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Андрей Анатольевич, какую-нибудь сенсацию. О «Войне и мир» я слышал».

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «Хороший московский режиссер Виктор Рыжаков. Это будет не буквальная инсценировка. Виктор на защите макета сказал замечательную вещь. Когда говорят Толстой, всем кажется, что это объем, объемные тексты. Школьное такое восприятие. Но это объем человеческих отношений. Там не будет «многотомности». Спектакль будет идти полтора-два часа».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Это будет модернизм или что?»

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «Это не ко мне. Это к театроведам».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Приоткройте завесу тайны хотя бы по декорациям».

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «Декорация будет большая».

Юрий Зинчук, ведущий «Пульс города»: «Вопрос: мы открываем «Википедию», читаем: БДТ – величайший театр, основанный тогда-то и далее по тексту. В этой летописи, что вы хотите, чтобы написали после вас?»

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «Я стараюсь об этом не думать. Упаси Бог мне об этом задуматься. Лучше никакой. Я сделаю свое дело, пусть его оценят потомки».