В петербургском архиве подняли документы членов экипажа подводной лодки «Сом», которая на прошлой неделе была обнаружена на дне Балтийского моря у побережья Швеции.

Из хранилища достали фотографии командира субмарины Хрисанфа Бугураева и еще 17 моряков. Некоторые снимки общие, экипаж позирует на фоне своей лодки. Фото датированы 1905 годом. Во время Русско-японской войны «Сом» нес вахту во Владивостоке.

В архиве нашли еще один любопытный документ: приказ по Морскому ведомству от 5 июля 1904 года. Он гласит, что «субмарина спущена на воду на Невском судостроительном заводе, хотя на самом деле была куплена у американцев». 

У нее богатый послужной список: две военные кампании и 12 лет на службе Императорского Российского флота.

Затонула субмарина в мае 1916 года, в разгар Первой мировой, столкнувшись с пароходом «Ангерманланд». Все 18 членов экипажа погибли. О столкновения «Сома» со шведским судном в архиве сохранился лишь один документ.

Алексей Емелин, начальник отдела обеспечения сохранности и государственного учета документов РГАВМФ: «Это свидетельство капитана парохода «Ангерманланд» о том, что в районе четырех часов утра они обнаружили на расстоянии около 150 метров подводную лодку, идущую в погруженном положении с выдвинутым перископом. Подводная лодка изменила курс в направлении парохода. Тот остановился, чтобы позволить подводной лодке себя осмотреть».

Сохранилась и первая телеграмма о гибели субмарины. На имя командующего флотом она была дана 15 мая 1916. 

Эксперты отмечают: конструкция подводных лодок типа «Сомъ» была несовершенной. Об этом специалисты писали еще задолго до катастрофы в Балтийском море. В одном из документов недостатком лодки называют то, что она не поделена на отсеки, то есть любая серьезная пробоина может привести к гибели. По иронии судьбы, так и произошло с русским «Сомом». 

Сейчас военные историки и моряки обсуждают дальнейшую судьбу подлодки. Варианта как минимум два: признать место, где покоится лодка, воинским захоронением или поднять субмарину, останки моряков захоронить, а сам борт использовать как музей.