Около 30 тысяч автомобилистов сегодня работают в Петербурге как таксисты. Но даже среди тех, кто уже получил такое разрешение от властей, налоги платят далеко не все. Проблем добросовестным игрокам добавляют и новые интернет-сервисы, которые снижают цены до совсем уж неприличных.

Конкурировать с ними значит работать себе в убыток. Насущные проблемы рынка сегодня обсудили на Международном Евразийском форуме «Такси». Как изменится законодательство в сфере перевозок и как крупные игроки готовы ответить на появление в России сервисов Uber и GetTaxi, узнал корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Богдан Бакалейко.

Богдан Бакалейко, корреспондент: «Настоящий драйв для таксомоторного рынка. Новые автомобили, технологии и, что самое главное, методы регулирования. За последние годы, как оказалось, законодательство сильно отстало от отрасли. А участники рынка, как новые, так и старые, разобраться в существующем правовом поле до конца не могут».

Актуализировать рынок извоза депутаты грозятся уже в ближайшую осеннюю сессию. Главные изменения должны затронуть регулирующие органы. Нынешней лицензий уже никого не удивишь. База данных давно устарела, и даже имеющие все официальные бумаги таксисты зачастую никаких налогов не платят. А отобрать разрешение можно только через суд. 

— Люди открывают ИП и едут получать разрешение, потом закрывают предпринимательство. Гаишники не могут пробить, ездит он тупо с этим разрешением, он уже давно «бомбила», а разрешение не сдает.

Количество нелегалов, судя по отчетам ФНС, меньше не становится. Налоговые отчисления от таксистов за последние годы почти не изменились. Правда, это средние по стране цифры. Например, власти Москвы рапортуют, что число лицензий за последнее время выросло в шесть раз. В Петербурге на одного реального индивидуального предпринимателя может приходиться 6 нелегалов с лицензиями. 

Ольга Морозова, замруководителя управления ФНС по Санкт-Петербургу: «Если здесь посмотрите, в частности, Санкт-Петербург и количество отчитывающихся у нас. От четырех до пяти тысяч индивидуальных предпринимателей. То количество разрешений на сегодня выдано в Петербурге — 31 тысяча. Вот процент тех, кто отчитывается, и тех, кто не отчитывается».

Вторая проблема, которая не дает покоя современным таксистам, — новые технологии, которые привели к демпингу на рынке. Однако ни вводить фиксированный тариф, ни запрещать Uber, «Яндекс» или GetTaxi депутаты, кажется, не собираются. Проверять обещают всех беспристрастно. 

Александр Старовойтов, заместитель председателя комитета Государственной думы ФС РФ по транспорту: «Когда я писал предложения в сторону Uber, мне говорили, что я получаю деньги от «Яндекса», когда пишешь запросы против Uber и «Яндекса», говорят, что получаешь деньги от «Максим Везет» и подобное. Для того, чтобы показать свою неангажированность, я готов пройти полиграф. И в случае, если полиграф докажет мою ангажированность, я готов сложить полномочия депутата».

Опытные игроки готовы ответить на вызовы интернет-эпохи модернизацией бизнеса. Снизить средний чек за проезд в такси несложно, если разработать собственные мобильные приложения. Стоимость софта достигает 10 миллионов рублей. Кроме того, можно объединиться с конкурентами. Если вдруг поблизости с клиентом нет свободного автомобиля, через программу компания продает этот заказ другому таксопарку. Конечно, с процентом. 

Алексей Гусев, генеральный директор таксомоторной компании: «Издержки такси — это, в первую очередь, бесплатный прогон машины до клиента, который достигает 5-7 километров. С моим приложением издержки уменьшаются, потому что подается ближайшая машина 250-300 метров. Увеличивается поток клиентов».

Как бы ни спорили таксисты, новые технологии, скорее всего, вытеснят традиционные диспетчерские. Да и методы их работы по факту почти не отличаются. Разница лишь в логистике и способе вызова автомобиля. Телефон сменился интернетом. Как итог, сократились издержки и цены стали ниже. Несогласные с этим либо уйдут с рынка, либо подстроятся под него.