В Петергофе отреставрировали 16 скульптур каскада «Золотая гора». По этому случаю Юрий Зинчук встретился с генеральным директором музея Еленой Кальницкой, которая провела съемочную группу программы «Пульса города» по местам, обычно скрытым от туристов.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Хорошая новость пришла из Петергофа. Реставраторы восстановили 16 скульптур каскада «Золотая гора». Спроектированы они были еще при участии Петра I. Так что если вы до сих пор не решили, куда отправиться на выходные, поезжайте в Петергоф. А мы это сделали уже на неделе. Мы хотели, чтобы нас провели не только мимо открыточных и блистательных планов Большого каскада, но и показали те места, куда редко заглядывают туристы. Более увлекательного собеседника в этом плане, чем директор музея Елена Кальницкая, трудно найти. Судите сами».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Елена Яковлевна, мы к вам приехали с одной простой целью — лишний раз доказать себе и миру, что посещать Петергоф нужно как можно чаще. Здесь наилучшим образом раскрывается смысл таких понятий, как гармония, красота, покой и Россия».

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «Это правда. Именно здесь можно осмыслить всю русскую историю. Петр I был человеком вашего возраста. Что он должен был чувствовать, когда он задумал такое грандиозное дело, когда успел увидеть при жизни?!»

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Чем бы вы меня удивили?»

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «Я, наверно, поразила бы вас вторым петергофским парком – Александрией».

Юрий Зинчук, ведущий: «Здесь единственное место, где нам разрешают ходить без шляпки и перчаток».

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «Так писали дети Николая I, которые родились в Александрии и выросли. Второе, чем бы я вас удивила, — это камеры для трансляции. У нас есть на сайте такая опция — «Самсон Онлайн». Я иногда подхожу сюда [к камерам] и своих друзей поздравляю с днем рождения. Мы сейчас машем рукой, и нас видит весь мир. И этот вид вошел в десятку самых посещаемых подобных видов, вместе с Ниагарским водопадом».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Какой турист сейчас пошел?»

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «Во-первых, в этом году гораздо больше российских туристов. Туристы очень разные. Валом идет Китай. У нас даже есть знак ChinaСhoice (Выбор Китая)».

Юрий Зинчук, ведущий: «Высокий сезон. Ваш рекорд?»

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «В этом году — 57 тысяч человек здесь было 13 июля».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «А как же санкции, охлаждение отношений с Западом?»

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «Здесь этого не видно. Но в этом году почти нет американцев. К нам несколько недель назад приезжал Шимон Перес, израильский политик. Он ехал по парку, и со всех сторон ему кричали: «Шалом». И я понимала, что это израильтяне. Они его узнают. Люди, которые эмигрировали, сейчас привозят сюда своих детей, внуков. Для них это трепетная история.

Совершенно особая тема – люди, которые в Петергофе работают. У многих здесь работали мамы. У нас есть люди, у которых здесь работает семья – 7-8 человек. Петергоф — это не место работы, это образ жизни. Это правда».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Дорого добираться до Петергофа. Цены формируете сами?»

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «Жалоба совершенно понятная. Сегодня билет на метеор от Дворцовой площади стоит 700 рублей. Это столько же, как билет в Нижний парк и в Большой дворец. Почему мы не может эти цены снизить? Я бы снизила, вообще бы все здесь сделала бесплатным, если бы у меня был такой бюджет. Но, к сожалению, 30 процентов бюджета – государственный, 70 процентов — зарабатываем сами».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Как экономический кризис, который переживает вся страна, отражается на вас?»

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «В этом году цены не подняли. Но в следующем году, боюсь, мы просто не справимся».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Три кита, на которых держится современный Петергоф. Один из них – реставрация».

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «Этот фасад мы закончили в прошлом году. Он был полностью разобран, все конструкции заменены. И здесь впервые в петергофской истории скульптура заменена копией.

Если бы после войны не восстановили Большой дворец, не возродили фонтаны, сегодня здесь бы были руины. Это была идеологическая программа. Она нарушала Венецианскую хартию 1965 года. Но реставраторы совершили подвиг.

Я вам покажу сюрприз. То, что не видел никто. Это здание новой фермы в Александрии. Помните, когда мы были маленькими, мы росли в домах пионеров. Мы хотим, чтобы здесь петергофские и петербургские дети учились музейным профессиям. Знаете сколько в Петергофе задействовано профессий? 106».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «За травой как ухаживают. Словно пинцетом!»

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «Ну не пинцетом. У нас работают 400 садовников».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Сколько этому дубу лет? Лет 200?»

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «Да, 200. Каждый дуб на учете».
 
Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Здесь бескрайние поля».

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «На этой площадке снималась легендарная картина Сергея Жигунова «Три мушкетера». Когда он мне показал первые кадры, мне показалось, что чистая Франция!»

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Дренажные трубы. Объясните их назначение»

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «Чтобы вода уходила по каналам. Так делается мелиорационная система».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс город»: «То есть это обратная сторона блеска и великолепия Петергофа? Техническая сторона?»

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «Если хотите, да. Я вам скажу еще грустные вещи об этой территории. Это знаменитая территория, по которой проходил Петергофский десант в октябре 1941 года. Больше 500 человек погибло.

Самое печальное место Петергофа. Дача Николая II. Здесь же родился царевич Алексей. После войны, в 1960 году эту дачу взорвали. Здесь был Дом отдыха НКВД. По расхожей легенде, какой-то высокопоставленный ребенок сломал здесь ногу. Папа сказал: «Никому эта дача не нужна, убирайте». Это все, что от нее осталось».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Это то, о чем мы говорили: Петергоф – это один из смыслов России. Это тоже часть России».

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «Сначала мне казалось, что надо сделать консервацию руин и оставить все как есть. Сделав археологические расчистки, мы нашли довольно много фрагментов. Мы решили собрать этот дом, как пазл, из подлинных кусков. То, что не сохранилось, дополним стеклом или каким-то современным материалом. У меня есть мечта сделать здесь органный зал».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Елена Яковлевна, и еще один вопрос. Вы как директор, как хранитель, после чего сможете выдохнуть и сказать: «Я сделала это?»

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «Три вещи. Хочу, чтобы закончилась реставрация Ораниенбаума. Хочу восстановить Нижнюю дачу. И хочу, чтобы полностью был открыт Михайловский замок, которому я отдала 20 лет жизни. А потом уже можно отдыхать».