В Кировском районе Ленобласти продолжаются работы по подъему со дна реки самолета Ил-2. По версии поисковиков, которые обнаружили штурмовик, на нем военнослужащий ВВС Советского Союза оборонял Невский пятачок.

Увы, до наших дней сохранились далеко не все детали боевой машины. И во многом это вина не только времени. За спецоперацией внимательно следил Александр Буренин.

Александр Буренин, корреспондент: «С одной стороны катер с автокраном, с другой — водолазный. Самолет залегает примерно посередине. Сейчас водолазы заканчивают закреплять стропы и будут пытаться по сантиметру оторвать Ил-2 от илистого дна Невы».

Сказать проще, чем сделать. До первого вращения лебедки крана проходит часа два. Решено не поднимать самолет целиком. Только по частям. В начале из воды достают остатки винта и кусок редуктора. Борт пролежал под водой с 1942 года, нашли его прошлым летом. Тогда поисковики извлекли останки пилота, но поднять самолет не смогли. За последний год затонувший штурмовик посетило множество непрошенных гостей. 

Сергей Мачинский, руководитель поискового департамента Военно-исторического общества: «Следующий год туда попадали дайверы. И поэтому некая часть вооружения, бортовых систем обмундирования утрачена».

Есть «черные копатели», тех же, кто незаконно орудует под водой, поисковики называют «черные дайверы». На Невском пятачке они, к сожалению, частые гости. Тем временем из воды показался мотор Ил-2. Стропы срываются, едва двигатель показался на поверхности. Поэтому во второй попытке крановщику помогают люди: двое в лодке заводят дополнительный трос под висящий над водой агрегат. В итоге рарирет отправляется на специальный понтон. Первым делом водные процедуры. 

В дальнейшем проблем с подъёмом не возникает, достают по частям крылья и куски фюзеляжа, в заиленных обломках почти невозможно узнать черты самого грозного штурмовика Великой Отечественной. Красноармейцы называли его «Горбатый» за форму кабины, немцы — «Мясник» и «Черная смерть». Параллельно с подъемом работают и поисковые группы. Человеческие останки и осколки снарядов порой лежат прямо на берегу. Точных цифр, сколько красноармейцев погибло на Невоском пятачке до сих пор нет. По одним данным 400 тысяч, по другим 700. Работы поисковым бригадам хватит на несколько поколений. 

Елена Цунаева, руководитель поискового объединения «Поисковая Россия»: «Если мы обследовали квадрат, там 60 на 20, то можем сказать там всё. Когда-нибудь так же мы скажем и про весь Невский пятачок, возможно. Но есть Нева, которая каждый день продолжает выбрасывать останки».

Но все равно каждый такой подъем — большая победа. Наиболее уцелевшие детали самолета станут музейными экспонатами. Но перед этим главное обнаружить бортовой номер Ил'а. Тогда назовут имя пилота, находившегося за штурвалом. Возможно, найдутся и его родственники. А поиски продолжатся. Рядом с этим самолетом лежат еще минимум два таких же. И бессчетное количество техники, о которой до сих пор ничего неизвестно.