Вдохновленный тем, как на границе расправляются с санкционными продуктами, депутат Госдумы Вадим Соловьев предложил поработать и над ресторанными меню. По мнению законотворца, предложения о зарубежных блюдах следует разбавлять русскими — 50 на 50. Как к этой инициативе отнеслись петербургские рестораторы, выяснял Дмитрий Рунков.

Законодательную инициативу коммунистов в бистро на Среднем проспекте Васильевского острова готовятся встретить с ножами и раскаленными сковородками. Основу меню — совсем непатриотичные котлеты — в случае необходимости, конечно, найдут чем заменить. Но в принудительном порядке отказываться от 50 процентов блюд, уверен шеф-повар, все равно, что в опере вместо половины арий спеть частушки.

Александр Таратухин, шеф-повар: «Это каши. Которые можно приготовить в любом заведении. С любыми начинками, грибы, которые собирались, творог — то, что было исконно русским продуктом».

Заменив гаспачо на рассольник, а салат «Цезарь» — на тертую редьку с маслом, рестораны, может быть, и удовлетворят гастрономическое любопытство туристов. Но только, наверное, обладатели самых крепких желудков смогут распробовать всю непритязательную русскую кухню. Испокон веков на Руси ничего не жарили, ингредиенты — только то, что растет под ногами. Настоящие национальные блюда, такие как крошево, готовятся из того, что сейчас многие посчитали бы отбросами.

На волне ответных санкций даже модные заведения в центре Петербурга вспомнили о расстегаях с щучьей ухой. В меню они теперь по соседству с роллами и салатом и капрезе. Рестораны уже готовы пройти проверку гастрономической полиции. Даже если правоохранители-гурманы будут устанавливать гражданство блюд, не жалея собственной фигуры.

Александр Гаврильчик, директор сети ресторанов: «Потом, когда это все сформируют, выкинут оперативникам на местах и начнут атаковать. Это было на заре моей работы, на несоответствие литража бутылки».

По задумке, попробовать Россию на вкус туристы смогут только в ресторанах, которые не определились со своей кулинарной ориентацией. Мононациональные кафе продолжат подавать исключительно французские, японские или узбекские блюда. Леонид Гарбар, глава рестораторов Северо-Запада, готов предъявить меморандум: лидеры отрасли еще несколько лет назад договорились лоббировать русскую кухню в своих заведениях. Но пока нет спроса — работать в убыток до банкротства никто не начнет.

Леонид Гарбар, президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада: «Если бы с ресторанов, у которых 50 процентов русское меню сняли бы половину налогов, то все рестораны стали бы русскими сразу. Если я продаю русское вино, то пусть я не буду покупать лицензию. Это не законодательная, а запретительная власть».

В целом, к инициативе коммунистов рестораторы относятся с иронией и без опаски. Выкручиваться в законодательных ограничениях привыкли. Тот же классический стейк «Нью-Йорк» будут готовить из брянской говядины и получится уже вполне российский стейк «Петербург».

Александр Абросимов, уполномоченный по правам предпринимателей в Санкт-Петербурге: «Это инициатива из области популизма, и она вряд ли приживется. Возьмем навскидку: борщ, икра, блины — кто сказал, что котлеты из креветки нельзя отнести к русской кухне?».

Дмитрий Рунков, корреспондент: «Уже сейчас петербургские заведения общепита могут удивить интуристов чудесами российского маркетинга. В случае введения национальных норм, вероятно, на этой рекламе Криштиану Роналдо и Майка Тайсона могли бы сменить Григорий Распутин с рябчиками, холодец от Александра Пушкина или хрустящий запеченый картофель от Андрея Аршавина».