Книгу написала, а точнее, как говорит сама автор, «собрала» мать одного из старших помощников командира «Курска». Чтобы издание увидело свет, помогли сотни неравнодушных. Присылали, кто сколько может. Что на страницах книги, а о чем автор говорить не захотела, знает Алексей Жуков.

«Курск. Помним всех поименно…». 300 страниц. В этом году книга, пожалуй, главная дань памяти всему экипажу и лично старшему помощнику командира подлодки, капитану второго ранга Сергею Дудко. От матери. Больше пяти лет она потратила на то, чтобы собрать истории о каждом из 118 моряков. О том, кто виноват и что стало причиной второй по количеству погибших аварии в послевоенной истории отечественного подводного флота в книге ни слова.

София Дудко, мать погибшего офицера: «Я себе этот вопрос не задаю и как-то стараюсь вот это убрать из своей памяти. Для меня самое главное, что сейчас волнует и волновало с первого дня, чтобы о них знали. Причем знали о каждом. Не в целом, что вот был экипаж "Курска" и это был лучший экипаж Северного флота, а чтобы знали каждого. Вот каким он был в школе… Вот, собственно, это меня и заставило книгу эту собрать. Я ведь ее не написала, я ведь ее просто собрала».

Для Софии Дудко это третья книга. В первой героев расположили по званию. Во второй по отсекам. В новом издании моряки идут по алфавиту, как равные. Обязанности на лодке и звездочки — в сносках. Её родной сын на 80-й странице. В 94-м покорил Арктику. Его экипаж впервые в истории водрузил на Северном полюсе Андреевский флаг и триколор. В 2000-м офицеру был 31 год. 

К-141 отправилась в свой последний поход в августе 2000-го. На самые масштабные маневры тех лет. Утром 12 числа в Баренцевом море крейсер успешно атаковал учебной крылатой ракетой целую эскадру во главе с авианосцем «Адмиралом Кузнецовым» и флагманом «Петром Великим». Затем скрылся под толщей воды. Дальше от него ждали торпедной атаки. Но залпа надводные так и не дождались. На следующий день подлодку нашли на глубине 108 метров.

Чтобы рассказать обо всех погибших подводниках, автор прочитала несколько тысяч писем. О ком-то писали так много, что пришлось сокращать, о ком-то с трудом набралась страница — родных и близких не осталось. Сухие биографии переплетаются со стихами и историями из детства моряков. Почти о каждом — последнее воспоминание. 

Игорь Ерасов, старший мичман, 1965-2000. 35 лет. Из воспоминаний матери Татьяны Харитоновой: «Получила письмо, которое он написал накануне последнего похода: "Пошли грибы, но собирать пока некогда, часто выходим в море, вот и сейчас уходим на несколько дней. Буду 15-го…", — сын по выслуге лет мог уйти в запас, но не захотел расстаться с флотом и родным кораблем…».

Валерий Байбарин, мичман, 1975-2000. 25 лет. Из воспоминаний матери Татьяны Байбариной: «Перед трагическим походом в море Валера позвонил, но меня не было дома. Тогда он позвонил двоюродной сестре и сказал, чтобы я не расстраивалась, они уходят на три дня. Потом он сразу позвонит. Наверное, хотел сообщить что он скоро станет отцом. Я ведь об этом еще не знала…».

Юрий Борисов, матрос, 1981-2000. 19 лет. Из последнего письма родным: «Скоро у меня первый выход в море. Зачеты я уже сдал. Думаю, что пойду в море "вахтовым", это рабочий в кают-компании».

Тираж книги 1500 экземпляров. 500 из них автор напечатала за свой счет. Остальное — семьи погибших и неравнодушные люди. Никакой господдержки. Присылали по 100, 50 и даже 10 и 5 рублей. У Сергея Дудко остались сын и дочь. На вопрос, не стремился ли юноша во флотские, категоричный ответ.

София Дудко, мать погибшего офицера: «Нет. У нас флот закончился на моем сыне. Ну а потом, куда было идти? Они же жили в Видяево, они видели, что такое флот. Они вместе с папой голодали, они вместе с папой мерзли в квартире, в которой не было отопления. И поэтому сказать, что сейчас там очень хорошо, это надо ездить туда и видеть, как там. И когда приезжаешь на флот, а все причалы пустые, то все равно как-то жутковато».

Траурные церемонии, посвященные «Курску», сегодня проходят по всей стране и за ее пределами. Самый дальний монумент героям — в Узбекистане. В книге есть электронная почта автора. Если что-то забыто или рассказано не до конца, просит продолжать присылать. Чтобы однажды собрать и второй том о тех, кто больше не увидит солнца над головой.