О новом поколении кинозрителей, о творческих планах и о финале фильма «Окно в Париж-2» известный петербургский режиссер рассказал в интервью телеканалу «Санкт-Петербург».

Юрий Зинчук, ведущий: «Все эти дни в высших учебных заведениях шли защиты дипломов. Молодые специалисты проходили первые серьезные испытания перед началом своей профессиональной карьеры. Интересная тема, которую мы не могли оставить без внимания. И вот мы решили выбрать учеников известного кинорежиссёра Юрия Мамина. Чему он их учит? Какие смыслы и тайны кино он им передаёт? И один вопрос я задал от себя лично – когда я увижу в кинотеатре фильм "Окно в Париж-2". Просто "Окно в Париж" – один из самых моих любимых фильмов. И вот, что главный сатирик современного отечественного кино ответил. Это интересно. Смотрите сами».

***

Юрий Зинчук, журналист: «Юрий Борисович, здравствуйте. Большое спасибо, что согласились на интервью. Мы хотим посмотреть на ту молодую шпану, которая сметет вас, классиков, со сцены».

Юрий Мамин, режиссер: «Вам долго придется ждать».

Юрий Зинчук, журналист: «Как среднестатистический телезритель скажу: смотреть нечего. Всё осталось там, в то, в советское время».

Юрий Мамин, режиссер: «Наш зритель, современный, у него совершенно другие взгляды и вкусы. Хорошее кино – то, которое его развлекло. Он приходит убивать время».

Юрий Зинчук, журналист: «На Youtube заходишь – там количество просмотров. Сейчас так определяется? Это плохо?»

Юрий Мамин, режиссер: «Это плохо, поскольку это вещи совсем другого мира. В чем самая большая кинематографическая проблема? Почти все перестали читать. Все смотрят кино. Но если литература дает возможность ставить виртуальное кино, развивает мышцы воображения, кино даёт готовые продукты. Оно не развивает никак. Вторичная дикость. Это одичалое человечество, обладающее новыми техническими возможностями. Эволюция привела к тому, что позабыли чтение, стали безграмотными. Кино убило все виды искусства. Заметьте: ничего не стало. На выставки не ходят, в Филармонию – нет. Это есть вырождение культуры».

Юрий Зинчук, журналист: «В ваше время кино какие задачи решало?»

Юрий Мамин, режиссер: «Во-первых, кино должно было быть при тех нормах, которые обязательно диктовались, с целью, осмысленное. Осмысленность свойственна литературе. Особенно русской. Нет ни одного романа, который был бы написан без цели. Не может быть фильм интересным, когда его автор не является рассказчиком. Кино держит настоящее. Там есть энергия рассказа. Она должна быть, иначе кино не будет смотреться».

Юрий Зинчук, журналист: «Очень простой вопрос: почему вы сейчас ничего не снимаете?»

Юрий Мамин, режиссер: «Я вам отвечу очень просто. Я когда-то тоже долго не снимал, до 40 лет. Первый мой фильм был "Праздник Нептуна". До этого я мог работать только вторым режиссером. Это был тот фильм, который мне запрещали. Только вмешательство Рязанова помогло».

Юрий Зинчук, журналист: «Мне кажется, американец "День Нептуна" бы не понял».

Юрий Мамин, режиссер: «Знаменитая история. Повезли "Праздник Нептуна" в США. Сидит переводчица. К середине фильма она не могла говорить, она рыдала , слёзы текут, зал ржал, ничего не понимая. Более смешного показа американцы не видели».

Юрий Зинчук, журналист: «О чем вы хотели сказать, когда делали "День Нептуна"?».

Юрий Мамин, режиссер: «По-моему, Константин Симонов сказал, что в основе нашего подвига лежит чья-то бесхозяйственность и разгильдяйство. Если эту историю поставить в эпическом духе, в результате получится "Александр Невский"».

Юрий Зинчук, журналист: «Фонд кино даёт деньги на те или иные проекты. Давеча я посмотрел "Духлесс-2". С точки зрения понимания того, как движутся финансовые потоки в России, этот фильм интересный. Почему не дали денег на "Окно в Париж-2"?».

Юрий Мамин, режиссер: «Потому что они не знают, кому давать. Но они знают, кому не давать».

Юрий Зинчук, журналист: «Почему не дают Мамину?».

Юрий Мамин, режиссер: «Потому что я социальный сатирик. Если б был сегодня жив Салтыков-Щедрин, Гоголь, Пушкин, мы бы о них не знали. Их бы не допустило начальство. Они абсолютно не нужны с их критикой».

Юрий Зинчук, журналист: «Но мне кажется, сатира, наоборот, оздоровляет общество».

Юрий Мамин, режиссер: «Это вам так кажется. Хотел бы я посмотреть на вас на месте Мединского».

Юрий Зинчук, журналист: «Давайте представим. У меня есть 240 млн долларов. Это бюджет "Аватара". Какой бы фильм вы сняли на эти деньги?».

Юрий Мамин, режиссер: «Я бы снял 10 фильмов. Это были бы очень дорогие фильмы. "Аватар" – это пустое развлекательное кино про индейцев. Хотя я отношусь к Кэмерону с большим уважением. Он делает хорошие фильмы, и я с удовольствием их смотрю. Я снял бы "Радость любви" Джойса. "Окно в Париж-2". У меня дома лежит десяток невостребованных сценариев».

Юрий Зинчук, журналист: «По какому сценарию вы бы сняли фильм, и который наиболее точно бы характеризовал нынешний мир?»

Юрий Мамин, режиссер: «"Окно в Париж-2". Нет города мечты. Раньше Париж был городом мечты. Сейчас абсолютно таковым не является. Город мечты исчез. Надо строить новый»

Юрий Зинчук, журналист: «Чем заканчивается "Окно в Париж-2"?»

Юрий Мамин, режиссер: «Возвышается сделанная из нефтяных вышек Эйфелева башня».

Юрий Зинчук, журналист: «Здесь, в вашей альма-матер, среди присутствующих есть будущие гении?»

Юрий Мамин, режиссер: «Даже я, закончив институт, не сразу всем доказал, что я гений».

Юрий Зинчук, журналист: «Продолжите после меня следующую фразу. Я, Юрий Борисович Мамин, каждое утро встаю, несмотря ни на что иду вперед, меня бьют, я падаю, опять встаю, рву нервы, сердце, ради того, чтобы …?»

Юрий Мамин, режиссер: «Вкусно поесть».

Юрий Зинчук, журналист: «Расшифруйте».

Юрий Мамин, режиссер: «Если без шуток, то есть очень много поводов, чтобы жить. Я бы одну жизнь прожил, только читая. Читать и слушать музыкой. Но в следующей жизни я бы использовал знания на полную катушку. Одной жизни мало».