Жильцы векового дома по Мытнинской улице боятся ходить вдоль его стен. С фасада осыпается штукатурка. Аварийным строение не признано, но в программу капитального ремонта, правда, через несколько лет, включено. Подобная ситуация не единственная в городе. Алексей Жуков узнал, есть ли шанс сдвинуть сроки ремонта на более ранние.

Внешний облик своей многоэтажки жильцы пятого дома по Мытнинской улице привычно описывают как ужасающий. Половина штукатурки осыпалась, лепнины как не было вовсе, балконы покрыты зеленой строительной сеткой. Капитальный ремонт, по графику, ждет рассыпающегося монстра лишь в 2023-м. Ярослав Костров уже год ходит по профильным инстанциям, чтобы сдвинуть сроки хотя бы на пару лет поближе. 

Ярослав Костров, жилец дома: «Я был на приеме у председателя Жилищного комитета Валерия Васильевича Шияна, который обозначил, что проблема действительно существует, необходимо заниматься реставрацией фасада, и он поручит своим подчиненным вплотную заняться этой работой, но, к сожалению, мы не видим никакого результата».

На грани разрушения между тем памятник архитектуры регионального значения. Доходный дом Станового построили еще в 1909 году. Это один из двух дошедших до наших дней образцов петербургского модерна с приемами скандинавского романтизма. Пожалуй, главный символ русского стиля — «богатырский шлем» на крыше. Значимость постройки признали еще в 2001-м. В реестр включил в 2009-м.

Алексей Жуков, корреспондент: «Официальное признание на внешнем облике дома никак не отразилось. По оценке экспертов износ на сегодня составляет уже почти 50 процентов. Отваливается уже не только штукатурка, под ней разрушается и кирпичная кладка. А это опасно не столько для самого строения, сколько для людей, живущих в доме и проходящих мимо него».

Лишается дом и образцов деревянного зодчества. Изначально на входе в парадную были установлены резные двери — железо, а по бокам от каждой сидели совы. Сегодня из десятка дубовых птиц осталась одна, да и то под толстым слоем краски силуэт едва угадывается. Но специалисты уверены: восстановить можно всё. 

Рафаэль Даянов, архитектор, директор Архитектурного бюро, член Градостроительного совета и Совета по сохранению культурного наследия: «Эти утраты происходят постоянно. Мы свидетели того, как постепенно с фасадов наших зданий, особенно в рядовой застройке, слетают элементы декора. Это обычная программа. Вернуть можно все. Это здание, оно ведь неаварийное. Ну, просто его нужно привести в порядок. Как, собственно говоря, и массу соседних зданий».

За примерами более удручающего состояния далеко от Мытнинской ходить не надо. Греческий переулок, 10. Вот снаружи, а вот внутри. На Мытнинской, наоборот, пару лет назад отремонтировали изнанку, на лицевую сторону, видимо, не хватило денег. Официальные ведомства уже подтвердили: ждать 2023-го жильцам необязательно. При текущем состоянии многоэтажки, совету дома не нужно обивать пороги, достаточно направить запрос в фонд капитального ремонта. 

Евгений Пургин, председатель Совета ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере: «Это нормальное явление, когда сроки, составленные сейчас по программе, не совпадают с тем, что требует реальность. Программа — это не норма, высеченная в камне. Это инструмент рабочий, который может двигаться».

На ремонт по предварительной оценки требуется от 5 млн рублей. Спустя 100 лет доходный дом Станового приносит одни расходы.