Возможной причиной аварийного состояния жилого дома на Васильевском острове мог стать заводской брак вековой давности. Такова одна из версий экспертов.

Накануне спасатели эвакуировали жильцов дома на 6-й линии Васильевского острова из-за угрозы обрушения. Люди до сих пор не могут вернуться в свои квартиры. С места событий Александр Бриус.

Александр Бриус, корреспондент: «Квартиры опечатаны, в парадной небывалая тишина. Привычное место встреч жильцов этого дома, казалось бы, должны оккупировать рабочие. Ещё в субботу здесь возвели опоры, поддерживающие треснувшую балку. Но пока в парадной слышно только эхо». 

Гулкие шаги проверяющих раздались в пустующем доме около полудня. Комиссия ступень за ступенью осторожно поднимается на третий этаж — проверить маячки. Их установили сразу после эвакуации жильцов. Чуда не произошло, за несколько дней трещина в конструкции только увеличилась. Эксперты тщательно зафиксировали все, что увидели. На спасение ситуации отреагировали оперативно, пока не поздно. 

Егор Тратников, заместитель начальника государственной Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга: «Если, возможно, будет в этом году, и есть средства у регионального оператора, то эти мероприятия будут проведены незамедлительно. Всё зависит от того, что нам даст экспертное заключение».

Весь день в местной администрации обсуждали ЧП районного масштаба. Официально причины обрушения до сих пор не установлены. В управляющей компании пока не готовы обсуждать происшествие публично. Но уже появилась первая официальная версия по результатам оперативной проверки. 

Данные предварительной проверки: «По результатам сегодняшней экспертизы причиной деформации стал заводской брак в стальном швеллере». 

Выходит, злополучная балка — ошибка столетней давности? По одной из версий, конструкция не выдержала дополнительной нагрузки. В 1902-м к изначально трём этажам исторического здания пристроили ещё два. Жильцы говорят, что о трещинах уже 10 лет они писали во все инстанции. 

— Для меня такие движения уже тяжеловаты.

Третий день пенсионерка Тамара Смоткина воду кипятит по старинке. На новой общей кухне непривычно. В комнате с аккуратным ремонтом есть все самое необходимое: кровать и стол. Все, что нажито, осталось дома, в родной коммуналке на 6-й линии. Тамара Григорьевна — одна из 22 жильцов аварийного дома, которые согласились переехать в маневренный фонд. Остальные 43 человека нашли приют у родных и знакомых. Временное жилье в двух шагах: несколько раз в день переселенцы ходят домой за необходимыми вещами. При неожиданной эвакуации успели забрать с собой немногое: документы, телефон и постельное бельё. 

— Здесь нам сказали вообще в 5 минут собраться и покинуть помещение, когда это было в первый раз. 

По словам Галины Ефимовой, находиться в коммуналке уже давно небезопасно. Капитального ремонта в здании не было никогда. Некоторые жильцы пытались доказать необходимость срочной реконструкции дома. Еще два года назад хозяева этой квартиры вызвали экспертов: те вскрыли полы и вместо перекрытий обнаружили труху. 

Галина Ефимова, житель дома № 39 по 6-й линии В.О.: «Пол у нас проваливается на первый этаж, потолок проваливается к нам сюда, с третьего этажа на второй. Если положить баночку, то можно посмотреть, как она будет себя вести».

В этом доме в самом сердце Васильевского острова жили многие известные личности. В XIX веке здесь квартировал Давид Гримм, один из создателей «русского стиля» в архитектуре. В начале XX-го — пушкиновед Борис Томашевский. На фасаде мемориальная доска в честь историка Николая Державина, который жил в середине прошлого века. Удастся ли сохранить Петербургу ценное здание для потомков, сейчас изучают специалисты. На всякий случай парадная отключена от газа, а на входе дежурит полицейский.