Дом вверх дном и тайм-кафе. С экзотическим петербургскими кафе и ресторанами знакомит Павел Никифоров.

Юрий Зинчук, ведущий: «Теперь займемся любимым делом программы «Пульс города». Мы обожаем открывать миру новые стороны Петербурга. На этот раз мы выбрали рестораны и кафе. И мы попытаемся ответить на вопрос, а почему Петербург всегда был законодателем ресторанной моды для столицы и других городов страны? Все самые модные, как говорит молодежь, фишки сначала появляются в Петербурге, а потом их подхватывает Москва. А кто создает эти, скажу по-русски, особенности? А иногда и нечто большее – смыслы? Философию образа жизни и такой важной её составляющей, как еды. И как объяснить эту черту нашего города: всё время что-то придумывать? Павел Никифоров с въедливостью ученого антрополога изучил историю этого вопроса».

Павел Никифоров, корреспондент: «Этот "дом вверх дном" на Невском, 5, как нельзя лучше иллюстрирует переворот произошедший с Петербургом. Это теперь не к нам из Европы или Штатов привозят новые формы и светско-хипсторское содержание. А мы сами, в традициях города, стали создавать новые смыслы и идеи, которые экспортируем сначала поближе — в Москву, а потом и на весь остальной мир».

Создание мировых трендов еще до появления самого этого слова было для Петербурга обычным делом. Конвейер по генерации идей не остановился даже с Октябрьской революцией и опалой Ленинграда у кремлевской коммунистической знати. Перебои начались только в 90-х. Но даже тогда Петербург умудрился стать клубной столицей России, привезя в отечество электронную музыку. Дальше — барный виток и самая питейная улица страны — Думская. И вот — новый этап, антикафе, который уже активно начал подхватывать весь мир.

Надежда Тарасова, управляющая тайм-кафе: «Эта идея впервые появилась в Питере, это совершенно точно. И потом очень большую популярность она набрала в Москве».

Идея, созданная в Петербурге, — это как машина, выпущенная на баварском заводе, — априори качественно и круто. Вчера антикафе придумали у нас, а сегодня и завтра — это самые модные места в столице. В нашем городе таких заведений десятки. Одно из самых интересных на последнем этаже в доме по Марата. 

Павел Никифоров, корреспондент: «Это тоже одна из важных фишек — отсутствие вывесок и указателей. Пока по старым пролетам поднимешься на седьмой этаж в "Мансарду", несколько раз успеешь засомневаться: "а туда ли вообще я зашел?"».

Тайм-кафе или антикафе — это когда платишь не за напитки или еду, а за проведенное время в пространстве. Цена стандартная у всех подобных мест: 2 рубля за минуту. Провели 15 минут — заплатите только 30 рублей. При этом чай, кофе, настольные игры, да и все, что есть внутри — все входит в эти 2 рубля за минуту.

Павел Никифоров, корреспондент: «Нас настоятельно просили не рассказывать, где находится этот самый обычный туалет со скрытой тайной комнатой внутри. Нужно отыскать звонок и позвонить. Да, здравствуйте. Это "Аптека"? Отлично!».

«Аптека» — тайное кафе, информации о котором и в интернете толком нет. Внутри — алхимические формулы, мензурки и колбы с цветными алкогольными реагентами. Даже у шеф-повара индуса Джимми специфическое для ресторанного бизнеса образование.

Джимми Сингх, шеф-повар тайного кафе: «Я получил медицинское образование, но врачом не стал. И была мечта сделать ресторан с медицинским уклоном».

Чтобы попасть в алхимическое кафе нужно найти не только туалет и потайную дверь в нем. Но и заранее найти телефон, по которому необходимо записаться. Запись на несколько дней вперед, ведь несмотря на покров тайны, место крайне популярное. Для примера, завсегдатаи «Аптеки» — почти все консулы и послы, живущие в Петербурге. Еще бы, тут приготовление любого напитка — сравни химическому эксперименту. Тайное кафе продолжает мифологические традиции города. А о его нахождении мы только намекнем. Посреди Невского. Третий этаж.

Впрочем, главный тренд, особенно с началом летнего сезона — это крыши. Самая свежая открылась буквально на днях. Напротив Ботанического сада. 

Павел Никифоров, корреспондент: «Это вчера Петербург был городом крыш. Сегодня, Петербург — это город пространств и баров на крышах».

Преимущества крыши, как пространства для бара очевидно и без всяких перечислений. Но есть и неочевидные бонусы. Ну, например.

Антон Носик, владелец бара на крыше: «По закону нельзя курить в помещении, если у этого помещения есть три стены. У нас их всего две. А то даже и одна».

В генетической ткани города, в его нуклидах записано создавать новые смыслы и тренды для всего мира. Мы курим в барах, потому что они на крышах. Мы ищем вход в кафе, потому что он хорошо спрятан. И платим не за выпитое, а за проведенное время. Мы сами перевернулись и заставляем переворачиваться все мировые города, показывая им, как «можно» и что не существует такого слова, как «нельзя».