72 триллиона рублей составляют активы всех российских банков, это 108% от ВВП России. Обсудить наболевшие проблемы финансисты собрались в Петербурге, на 24-м по счету Банковском конгрессе. За дискуссией следил Богдан Бакалейко.

Объем вкладов увеличивается, темпы инфляции замедляются, а банкиры особо не переживают. Еще полгода назад такой сценарий вряд ли кто мог представить. Колоссальный отток капитала, запредельная ключевая ставка и большая волатильность рубля шокировала финансовый сектор. 

Теперь Центральный банк рапортует: меры, принятые в экстраординарных условиях, сработали. А риски финансовой нестабильности нейтрализованы. Дальнейший шаг — структурные реформы, которые подарят экономике рост.

Эльвира Набиуллина, председатель Центрального банка России: «Я убеждена, что переориентация экономики должна основываться на не инфляционном типе развития, так как инфляция приведет к номинальному, а не реальному росту, подрыву основ долгосрочного роста в угоду краткосрочным эффектам».

Конечно, риски остаются высокими. На «черный день» Центральный банк накапливает золотовалютный резерв, сейчас он составляет примерно 360 миллиардов долларов. Глава ЦБ ставит цель в 500 миллиардов. Этой суммы хватит, чтобы покрывать отток капитала в течение трех лет. Для рубля новость оказалась неприятной, сегодня он продолжил падение. 

Эльвира Набиуллина, председатель Центрального банка России: «Многие интерпретируют наши действия по восстановлению резервов как желание поддержать определенный курс рубля и таким образом поддержать как бюджетные доходы, так и потенциал экспорта и импортозамещения. И критикуют нас от импорта инфляционного таргетирования, плавающего курса. Хочу сказать, что это не так даже в теории».

В целом российские банкиры напоминали сытых котов. Глава «Юникредитбанка» шутливо сетовал на излишки прибыли. Вице-президент «Газпромбанка» с улыбкой рассуждала о личном счастье. Оспаривать методы регулятора никто не стал.

Екатерина Трофимова, первый вице-президент «Газпромбанка»: «Меня совсем не удивляет то, что банковская система выстояла. Мне кажется, что это удивление, особенно со стороны многих внешних экспертов, было связано с непониманием банковского сектора и тех механизмов и подушек безопасности, которые за счет тех стимулов подавал ЦБ. Вполне заметные банки, крупные банки в США, падали при лишь 1% оттока вкладов. Наши банки зачастую выстаивают при оттоке 20-30% вкладов».

Словом, даже в банковской системе у России — свой особый путь. Соблюдать международные стандарты, прежде всего Базельские рекомендации, все равно придется. Но это скорее формальность.

Алексей Симановский, первый заместитель председателя Банка России: «Будем внедрять международные стандарты, Базель, потому что в противном случае окажется, что наша банковская система именно в силу того, что не внедрены стандарты, будет искусственно поставлена в положение не знаю уж там какой птицы, но птицы, оперение которой не соответствует статусной».

В какой-то степени банк — это зеркало экономики. И, судя по первому дню конгресса, кризис в России действительно практически преодолен. Правда, слово на трибуне не дали тем, кому, возможно, было что сказать председателю Центробанка. Ведь строгий надзор в лице Эльвиры Набиуллиной уже лишил лицензий 145 банков.