200 тысяч рублей, согласно легенде, было выделено в 1854 году Николаю Ивановичу Путилову на производство канонерских лодок для обороны Кронштадта. Великий князь Константин Николаевич просил предпринимателя сделать невозможное и передал ему личные деньги. В казне средств тогда не было.

Крымская война истощила бюджет, а страна оказалась в англо-французской экономической изоляции. Путилов с поставленной задачей справился блестяще, показав исторический пример, каким должно быть импортозамещение. Более того, ему удалось еще и сэкономить 4 процента от выделенных денег. Во многом, тому причиной стало отсутствие бюрократии. Как писали его партнеры, изготовление новых паровых машин и котлов для лодок велось «без всяких формальных бумаг, а на чести».

Следующий глобальный проект Путилова тоже был связан с импортозамещением. В 68 году он выкупил находившиеся на грани банкротства металлургические предприятия, в том числе сегодняшний Кировский завод. На них он наладил выплавку стали, покончив с зависимостью от Англии. Импортные рельсы лопались от мороза, не выдерживая русской зимы, так что продукция Путилова оказалась востребованной как никогда. За 7 лет он изготовил рельсов на астрономическую по тем временам сумму — 27 миллионов рублей.

Последним крупным проектом стало строительство петербургского Морского порта. Он же стал роковым: подкосил и бизнес предпринимателя, и его здоровье. Из-за интриг финансирование из казны было прекращено. Путилов вёл строительство на свои деньги, вскоре оказался разорен и в возрасте 60 лет умер. Спустя пять лет после этого, 32-километровый канал был открыт для прохода судов, а новый Морской торговый порт заработал.