«Петергоф» открывает новый музей в дворцовом комплексе Ораниенбаума - Картинный дом. Его реставрировали с 2008 года, воссоздали интерьеры и коллекции владельца, императора Петра Третьего. В здании, построенном в середине XVIII века, находились придворный театр, библиотека и собрание живописи. Мария Марченко узнала, какие увлечения были у царской особы.

Мария Марченко, корреспондент: «Ленивый, ограниченный, необразованный, — какими только эпитетами ни награждали императора Петра Третьего, которого свергла собственная жена Екатерина Вторая. Но этот Картинный дом в Ораниенбауме раскрывает личность государя с новой, неожиданной стороны. Оказывается, он интересовался не только муштрой солдат, но был натурой тонкой и чувствительной, собирал коллекцию живописи, играл на скрипке, даже ставил оперы».

Главным хобби монарха была музыка. Его супруга неоднократно жаловалась, что слушать, как великий князь часами разучивает симфонии, — пытка. Правда, позже признавалась, что музыка ей чужда и непонятна в принципе. 

Ирина Федотова, хранитель экспозиции Картинного дома: «По отзывам современников и учителя Якоба Штелина, играл он технически достаточно хорошо, давал сольные концерты, иногда подыгрывал музыкантам, которые сопровождали его театральные представления. Его игра слушателей радовала».

По личному распоряжению Петра Федоровича в Картинном доме открыли оперный театр. При реставрации точно воссоздали не только интерьер, вплоть до цвета стен, но и фрагмент представления XVIII века «Цефал и Прокрис», использовав современные мультимедийные средства. 

Глеб Фильштинский, художник экспозиции «Оперный театр 1755»: «Можно выключить зал? Вот видите, она преображается. Один из фокусов экспозиции. О том, как перспективная декорация превращается. Изначально это тряпочка, на которой карандашом нарисовано. Все кулисы будут выезжать, и машинерия позднего барочного театра».

Тинторетто, Рембрандт, Ватто — личная коллекция живописи императора насчитывала триста полотен. Причем чуть ли не впервые в России здесь применили набиравший тогда популярность «шпалерный» метод развески. Когда картины закрывают стены от пола до потолка, как ковер. После смерти владельца Екатерина Вторая распорядилась передать собрание Эрмитажу. Сегодня, спустя двести лет, исторические места в зале заняли только три холста. Но, судя по описи, Петр Третий в живописи разбирался. 

Ирина Федотова, хранитель экспозиции Картинного дома: «Первая картина изображает ветхозаветный сюжет «Фомарь и Амнон» о том, как сын царя Давида соблазнил свою единокровную сестру. И вторая картина изображает также сцену соблазнения и насилия. Это Иосиф и жена Пентефрия».

А в этом кабинете-кунсткамере великий князь любил предаваться занятиям естественными науками. Экспериментировал с вакуумом и зажигательными стеклами. Собирал минералы и анатомические редкости. Интересовался модной тогда китайской культурой. 

Образ такого Петра Третьего, любознательного и разносторонне развитого, многих, конечно, удивит. Он был типичным просвещенным аристократом своего времени.