День Победы отмечают и в Ботаническом саду. У растений там, как и у людей, своя блокадная история. Большинство из них тяжелых условий осады не пережили.

Но многие смогли принести пользу, сменив на время войны свое прямое назначение. Николай Растворцев расскажет подробнее.

Николай Растворцев, корреспондент: «Георгиевские ленты на растениях — не просто украшения к 9 мая. Символом победы сотрудники Ботанического сада обозначили те кактусы, которые выстояли в блокаду. Настоящие герои и долгожители. Этот, к примеру, появился в коллекции 115 лет назад».

Первая угроза оранжереям в прямом смысле свалилась с неба. Это был сбитый вражеский самолет. Правда, инженерам удалось быстро восстановить поврежденные здания. Некогда лучшая коллекция оранжерейных растений в Европе практически полностью погибла месяцем позже — в ноябре 41-го. На территорию сада сбросили бомбу. В эту часть Аптекарского острова фашисты целились неслучайно. 

Мария Большакова, младший научный сотрудник Ботанического института им Комарова: «В некоторых местах мы можем найти следы от осколков снаряда, который разорвался рядом с этой оранжереей. Она одна из первых была разрушена. Снаряды попадали сюда, так как рядом находился бункер командующего Балтийским флотом, куда и стремились попасть».

Спустя несколько дней в Ленинграде исчезло электричество и отопление. Первыми погибли теплолюбивые растения: пальмы, папоротники. Из 12 тысяч видов войну пережили лишь 10%. В основном кактусы. Их спас Николай Курнаков в своей квартире. 

В самом институте исследования приобрели максимально прикладной характер. Для фронтовиков выяснили, как правильно использовать мох в качестве перевязочного материала. Для жителей города ученые выпустили брошюры и плакаты, а также устраивали выставки. Ленинградцам подробно рассказывали, какие дикорастущие растения можно употреблять в пищу. 

Дмитрий Гельтман, заместитель директора по научной работе Ботанического института им. Комарова: «Еще одним из главных направлений было выращивание рассады огородных растений, которые потом использовались на всей территории Ленинграда. Они продавались и частным лицам, и организациям. Было еще направление химическое — изготовление бальзамов для заживления ран и напитка из хвои сосны, который помогал предотвратить последствие недостатка витамина С».

Восстанавливать коллекцию начали сразу после войны. К примеру, эту агаву привезли из Сухуми в 1946 году. С годами экземпляр стал уникальным. В природе он никогда не живет больше 15 лет и таких размеров не достигает. Огромное растение напоминает посетителям не столько о блокадном подвиге, сколько о колоссальном труде тех, кто сумел воссоздать Ботанический сад в тяжелые послевоенные годы.