Тринадцать процентов от общей территории Петербурга занимают промышленные и складские земли. Это примерно 19 тысяч гектар. В XXI веке промзоны потеряли примерно 9 процентов.

Площадки модернизируют, превращают в культурные центры, а производство переезжает в область. Но массового характера тенденция не принимает. Почему редевелопмент территорий остается невыгодным, расскажет Богдан Бакалейко.

Шесть корпусов по 5 этажей, из трубы обильно валит дым, загрязняя центр города. Для Петербурга такие картины уже в прошлом. 

Богдан Бакалейко, корреспондент: «За последние 25 лет промышленность полностью изменила лицо. Гиганты советского производства вроде «Красного Треугольника» или фабрики «Красное знамя» либо заброшены, либо переоборудованы в бизнес-центры и выставочные пространства. Такие девелоперские идеи оказались гораздо прибыльнее».

Алла Сидоренко, руководитель направления индустриальной недвижимости ГК «Бестъ»: «Часть производств переквалифицируются под аренду, часть производств — те, которые имеют такие финансовые возможности, стараются переехать на собственную площадку либо оптимизировать свои расходы на арендные платежи».

Тот или иной путь зачастую зависит от финансовых возможностей предприятия. Согласно Генплану, через 10 лет в центре Петербурга должны освободиться еще 4 тысячи гектар производственных площадей. Редевелопмент возможен на правом берегу Невы, территории Обуховской обороны, Обводного канала, Васильевского острова и Московского проспекта. 

Одной из наиболее привлекательных территорий для размещения производства в городе является промышленная зона «Шушары», но такие переезды не всех устраивают.

Евгений Кукурошников, генеральный директор завода «Пласткон»: «Если мы переезжаем в область, где ниже арендная ставка для промышленных производств, не все готовы туда поехать, есть люди, которые уже в возрасте. Поэтому близость к метро для них очень важна. Если я переезжаю в регион, я теряю специалистов, а этого я не могу себе позволить. А если я остаюсь в городе, арендная ставка выше».

Получается, взять кредит на переезд дорого, оставаться в городе — тоже дорого, а модернизацию действующей площадки может не одобрить администрация города. Для примера, из 200 обращений о перестройки территории 90 процентов были отклонены или отложены.

Игорь Водопьянов, предприниматель, глава управляющей компании: «Фактически все проекты сейчас нерентабельны. Ни в одной отрасли промышленности нельзя развивать по таким ставкам, у нас отсутствие капитала. И никакого импортозамещения не может быть».

Компромиссное решение придумали на Западе. Там привыкли разделять маркетинг и производство, когда главный штаб компании находится в центре города, а промышленность вынесена либо за его черту, либо вовсе находится в другой стране. Но и для этого нужны немалые инвестиции.

Михаил Тюнин, руководитель отдела индустриальной складской недвижимости Knight Frank: «Я считаю, что необходимо создавать условия для сотрудников гораздо лучше, чем в городе. Допустим, есть хороший пример — компания «Нокиан Тайрс», когда размещала производство во Всеволожске, они построили хорошее жилье, доступное для своих сотрудников, они обеспечили хороший проезд, транспортную доступность. Тем самым они привлекли молодых специалистов, инженеров, которые работают там по сей день».

Несмотря на все сложности, редевелопмент промзоны будет продолжаться. В нынешних экономических реалиях это естественный процесс, ведь центр города становится с каждым днем дороже.