Телеканал «Санкт-Петербург» продолжает серию сюжетов о петербуржцах, переживших страшные годы войны. Герои нашего цикла не только выжили тогда, они до сих пор в строю: несмотря на почтенный возраст, продолжают заниматься любимым делом.

Сегодня расскажем историю актрисы Малого драматического театра Светланы Григорьевой.

Светлана Григорьева, житель блокадного Ленинграда, актриса МДТ: «Лето, тепло… Мама, наконец, остановила прохожего и спросила: «Что такое, какие-то учения?» А он ответил: «Да какие, гражданочка, учения! Война…» Тогда я впервые услышала это страшное слово». 

Светлана Григорьева, житель блокадного Ленинграда, актриса МДТ: «В Ленинград мы возвращались на поезде, были разговоры тихие, что это ненадолго, это скоро кончится. Вот такой был настрой у всех».

О войне Светлана Григорьева, которой тогда было 14 лет, знала только из книг. Привыкнуть к тому, что СССР и родной Ленинград бомбят, а взрослые воюют, она не могла еще очень долго, хотя в осажденном городе вместе с мамой провела больше года. Закрыть глаза на все ужасы войны, конечно, не получалось: на работу вчерашняя школьница ходила пешком по 15 километров, перешагивая тела. 

Город изнемогал от голода. Заветные 125 граммов казались издевательством. Первый и, как говорит Светлана Васильевна, самый печальный Новый, 42-й, год встречали в кругу семьи. Неполной. 

Светлана Григорьева, житель блокадного Ленинграда, актриса МДТ: «Вдруг открывается дверь, входит брат с буханкой хлеба. Мы все: «Как это, Володя?» А он говорит: «Стояла машина здесь с хлебом, я схватил и побежал». Представляете себе наше состояние, когда мы знали, что не имеем право есть этот хлеб, а с другой стороны — это единственная возможность кусочек лишний взять». 

Отец с фронта в письмах умолял родных уехать из осажденного Ленинграда. Оставив квартиру на Петроградке, они эвакуировались в Башкирию. Работа на производстве — причем исключительно детскими и женскими руками — не устраивала директора местного завода. 

Светлана Григорьева, житель блокадного Ленинграда, актриса МДТ: «Я, говорит, ждал рабочих, мне нужны строители, а вы мне дистрофиков из Ленинграда привезли»! 

Короткое сообщение Информбюро — в жизни снова все меняется. В 1944 году семья объединяется. Дома. 

Светлана Григорьева, житель блокадного Ленинграда, актриса МДТ: «Когда надо было возвращаться, я так тосковала по городу. Я так люблю город, мне другого никакого не надо. Я думала: «Вот хоть бы доехать, я все камни расцелую на Невском проспекте». Вот так хотелось приехать домой».

Пришлось все строить заново. В школу она вернулась, едва сдав программу за два пропущенных года. И пришла вторая — грандиозная и невероятная — Победа. И уже не одного города, а всей страны. 

Светлана Григорьева, житель блокадного Ленинграда, актриса МДТ: «Тут нам сообщили: «Срочно слушайте радио». Всё! День Победы! Что тут творилось… Все бросили работу. Люди, как ручейки на маленьких улочках, сливались в проспект… И там… Это не передать ни на бумаге, ни на словах… Ликование».

Это фотография сцены из любимого спектакля. Она среди артистов. В МДТ Светлана Васильевна служит уже 60 лет. После школы без раздумий поступила в театральный. И всю жизнь посвятила одной сцене. 

Она знает историю Малого драматического лучше, чем любой коллега. Светлана Васильевна уверена, что один из самых известных театров страны «расправил крылья» только в 80-х, когда руководство взял на себя режиссер Лев Додин. Годами раньше об артистах с Рубинштейна знали только в области, в уютном сейчас здании тогда репетировали три коллектива. Актеры воевали уже с поствоенной разрухой, и зритель будто чувствовал их усилия. Она и сама могла возглавить театр, но отказалась и ни разу об этом не пожалела.

Светлана Григорьева, житель блокадного Ленинграда, актриса МДТ: «Заместитель директора как-то вызывает меня и говорит: «Светлана Васильевна, управление культуры просит вас взять на себя руководство театром». Я, как услышала, испугалась и закричала: «Я актриса, мне нужен зритель! Разбираться с вашей бухгалтерией я не буду». Повернулась, хлопнула дверью и ушла». 

В свои 87 лет она продолжает выходить на сцену. Ролей осталось всего две: в спектакле «Темный лес» и в легендарных «Братьях и сестрах», шестичасовой постановке о русской деревне по Абрамову. 

Светлана Григорьева, житель блокадного Ленинграда, актриса МДТ: «Мы уже — театр Европы, знает нас весь мир буквально. Я рада, что дожила до тех дней, когда все так хорошо. Казалось бы, сейчас бы и работать. Но сил уже мало остается. Вот так».