Чтобы попасть в дом-музей, петербуржцы выстояли многочасовые очереди. Колонна растянулась от Литейного проспекта до улицы Короленко. К вечеру поток поклонников поэта не иссяк. Сотрудники музея продлили время работы. Александру Бриусу также удалось посмотреть экспозицию.

Она совсем не говорит по-русски. С желающими получить автограф младшая дочь Иосифа Бродского общается через переводчика. В Россию Анна Александра Мария приехала впервые, на открытие музея-квартиры отца. Увиденное впечатлило.

Анна Александра Мария Бродская, дочь Иосифа Бродского: «Мне удалось встретиться со всеми, кто претворил этот проект в жизнь. Должна сказать, что это особый опыт для человека, у которого не было радости общения и знакомства с отцом. Теперь я здесь и вижу, какую работу они проделали. И как много отец значил для них».

Близкий друг поэта, искусствовед Михаил Мильчик в прошлом частый гость семьи Бродских. «Полторы комнаты» помнит во всех подробностях. В июне 72-го, после отъезда Иосифа в эмиграцию, Мильчик вернулся в квартиру на Литейный и сделал 30 фотографий. Эти снимки стали основой для реставрационных работ. 

Михаил Мильчик, председатель правления Фонда создания литературного музея Иосифа Бродского: «Мы приехали все обратно, вместе с родителями посидели, рассказали, как мы простились. Когда все ушли, я остался и очень тщательно сфотографировал и общие виды, и детали вот этой комнаты, в которой был предотъездный беспорядок».

Сохранившуюся мебель и вещи Бродского на время ремонта увезли в хранилище, стены коммуналки заражены грибком, опасным для экспонатов. Обработают только осенью, а пока бытовую атмосферу создают документальные снимки. На ткани, окутывающей комнату родителей поэта, тени из прошлого: тяжелый буфет, старенький телевизор и большой низкий абажур. А вот из настоящих раритетов — только два пианино по центру.

Татьяна Позднякова, старший научный сотрудник музея Анны Ахматовой: «За той стеной, у соседей стоял один из этих инструментов. Соседская дочка бренчала на пианино, бренчала гаммы, наверное, не особо услаждая слух, но звук этого пианино звучал здесь, и голос Бродского пусть прозвучит».

Стуча по клавишам «Ундервуда», он пытался не отвлекаться на музыку. Из старых шкафов и книжных полок соорудил отдельный угол — самые дорогие сердцу поэта 10 метров. Здесь повсюду строчки из его стихотворений. 

Несмотря на труды музейщиков, работы впереди еще много. Сделана только косметика. Мешает нехватка денег и юридические тонкости. До сих пор не решен вопрос с отдельным входом, попасть в музей можно только через двор. Но посетителей это совсем не смутило. 

Александр Бриус, корреспондент: «Очередь из желающих попасть в квартиру Бродского растянулась от улицы Короленко до Литейного проспекта. Стоять приходится долго, людей внутрь пускают группами по 10-15 человек — больше просто не поместится. Открытие музея переносили уже несколько раз, и последние названные сроки — конец 2015 года, — судя по всему, тоже нельзя назвать окончательными».