Какие лекарства производит город, как быстро растет ВПК, и когда в Северной столице выпустят смартфон, не уступающий американским и корейским аналогам? О конкуренции и импортозамещении – интервью председателя комитета по промышленной политике и инновациям Максима Мейксина.

Юрий Зинчук, ведущий: «И еще одно интересное событие, которое мы отметили в рабочем графике губернатора. В Пушкине на Александровском заводе губернатору показали уникальную, не имеющую аналогов в мире грузовую магнито-левитационную транспортную платформу. За сложным названием скрывается одна очень простая, но очень инновационная технология. Контейнеры с грузом, которые попадают на эту платформу, становятся почти невесомыми, за счет мощного постоянного магнитного поля. Многотонная конструкция буквально висит в воздухе. Георгий Полтавченко даже решил поучаствовать в этом эксперименте. Ему предоставили возможность сдвинуть с места контейнер весом в 28 тонн. Вот как губернатор Петербурга почти одной левой справляется с многотонным грузом. Вот все бы так тяжелые городские проблемы легко решались.

Эти технологии будут очень активно использоваться при транспортировке грузов, прибывающих в порт Усть-Луги. Один из главных вопросов — финансовый — уже решен. Ни копейки из городского бюджета потрачено не будет. У этого инновационного проекта уже появились очень заинтересованные инвесторы.

Ну, и коль мы заговорили об инновациях, о промышленном потенциале Петербурга, давайте зададимся вот каким вопросом. А что сейчас делают власти в нашем городе, чтобы максимально эффективно использовать все ресурсы наших заводов, фабрик, предприятий? В нынешних условиях, которые многие называют кризисом. Но все чаще звучит другая точка зрения. Это не кризис. Это время для новых возможностей. Главное увидеть, где они – эти, как говорят экономисты, точки роста экономики. Давайте с этим вопросом обратимся к председателю комитета по промышленной политике и инновациям. Тем более повод был самый подходящий. На этой неделе в нашем городе прошла конференция, посвященная вопросам импортозамещения».

Юрий Зинчук, журналист: «Максим Семенович, здравствуйте! Большое спасибо, что согласились дать нам интервью. Мы приехали к вам с одной целью – узнать, насколько промышленный и инвестиционный Петербург готов соответствовать ситуации, которую многие называют кризис, тяжелое экономическое положение, а кто-то, наоборот, – возможностью для новых точек роста».

Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга: «На самом деле, сейчас появились очень широкие, реальные возможности что-то сделать. Появилось очень четкое желание и у производителей, и у власти содействовать этому».

Юрий Зинчук, журналист: «А раньше такого желания не было?»

Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям: «Раньше не было сознания. Раньше нам рассказывали очень интересную историю про международное разделение труда. Что мы нефть производим, а где-то еще – лекарства. И мы меняем нефть на лекарства. Потом выяснилось, что лекарства можно санкциями перестать поставлять».

Юрий Зинчук, журналист: «Раз мы говорим об импортозамещении, хочу сразу же спросить. У вас в президиуме вода – она иностранная?»

Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям: «С этого начинается промышленная политика, когда даже в мелочах мы занимаемся тем, что покупаем отечественную. Здесь написано: "Сделано в Петербурге"».

Юрий Зинчук, журналист: «Как я вас хотел подловить, что вода импортная! Всё начинается с мелочей. Всё-таки сейчас Петербург – он застыл в своем движении? Готовится к прыжку? Или обвалился?»

Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям: «Петербург очень активно развивается. Промышленность города можно представить как большую табуретку, у которой не 4 ножки, а 8 – 10. Он очень устойчивый. И каждая ножка – отдельная отрасль, отдельный вид промышленности. Каждый свои возможности использует. Кто-то имеет сложности, связанные с санкциями, другие отрасли выигрывают».

Юрий Зинчук, журналист: «Что сейчас власти Петербурга делают для того, чтобы термин "импортозамещение" стал не просто теорией, а реальной жизнью?»

Максим Мейксин, председатель Комитета по промышленной политике и инновациям: «Мы говорим о долгосрочном государственном заказе, который стимулировал развитие экономики. Мы не производим какую-то продукцию, но она нужна для государства. У нас есть заказ на 5 лет – купите оборудование, постройте производство, мы вам гарантируем госзаказ. Предприниматель понимает, что у него окупаемое оборудование, окупаемый бизнес, у государства есть понимание, что через 5 лет это предприятие себя полностью окупит, будет продавать продукцию».

Юрий Зинчук, журналист: «Что делать с теми видами товаров, которые мы реально не можем производить. Допустим, инсулин…».

Максим Мейксин, председатель Комитета по промышленной политике и инновациям: «Мы производим инсулин».

Юрий Зинчук, журналист: «Насколько он хорош?»

Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям: «Когда в Петербурге появилось производство инсулина, цена импортного инсулина упала существенно. Они поняли, что теряют рынок. Дальше началась кампания по дискредитации отечественного инсулина. Это недобросовестная конкуренция. Сейчас в Московской области есть производство, в Петербурге строится. Причем в самой современной упаковке – шприц-ручке. Это очень качественный продукт. По крайней мере, не уступает импортным аналогам».

Юрий Зинчук, журналист: «Тогда сформулирую таким образом вопрос. Что Петербург производить не может?»

Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям : «Петербург производит практически всё. Продукты питания, таблетки, суперсовременные турбины. Вопрос целесообразно ли производить какие-то вещи или нет? Но мы реально можем производить всё. Целесообразность определяется себестоимостью. Мы можем повторить какую-то вещь, но будет ли она конкурентоспособной? Пример: мы можем производить современнейшие микрочипы. Но Китай их производит миллиардами штук. Реальная рентабельность начинается от десяти миллионов штук. Для Минобороны мы производим

Юрий Зинчук, журналист: «Расскажу историю. Встречался недавно с руководителем одного судостроительного завода, и ему надо срочно сдавать катера, но нет двигателя. Он поехал к немцам, а немцы отказали из-за санкций. Он вернулся, открыл дверь приемной – а там американцы, которые предлагают купить их двигатель. А как же санкции? А санкции для политиков!»

Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям: «Когда речь идет о деньгах, политика уходит в сторону».

Юрий Зинчук, журналист: «Еще один каверзный вопрос: вот эти корабли, краны – это всё работает?»

Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям: «Для меня самое приятное – это дымящие трубы. Значит, всё работает».

Юрий Зинчук, журналист: «Ваша должность обязывает говорить, что всё хорошо, всё стабильно. Но наверняка есть что-то такое, что вас гложет, спать не дает?»

Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям: «У нас 23 тысячи предприятий в городе. Из них – 750 крупных. Больше миллиона человек заняты в этом. Огромная индустрия для города. Каждый пятый петербуржец связан с производством. Основная задача – загрузить предприятия, чтобы они стабильно работали. Несмотря на очень сложные времена и сокращения бюджета, губернатор выделил миллиард в фонд поддержки промышленности. Петербург лучше других регионов проходит финансовые трудности».

Юрий Зинчук, журналист: «Петербург часто называют столицей ВПК РФ. Насколько эпитет соответствует реальности?»

Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям: «В свое время Петербург гордился тем, что он примерно 5 лет назад увеличил гособоронзаказ на 40%. Мы аккуратно, не афишируя, за 2 года удвоили гособоронзаказ. Сейчас это более 200 млрд рублей годового объёма. Это примерно 12% общероссийского оборонного заказа. Это рабочие места, 5-7 лет гарантированного заказа. Таких предприятий около 150. Получил 2 ледокола на "Балтийский завод", недавно был заложен на "Адмиралтейских верфях"».

Юрий Зинчук, журналист: «Недавно Лавров подарил Кэрри корзину с помидорами и картошкой. Если бы Кэрри приехал в Петербург, что бы вы посоветовали подарить с намеком на импортозамещение?»

Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям: «Я думаю, ему можно было бы какую-нибудь экскурсию на эсминец устроить. Чтобы было понимание».

Юрий Зинчук, журналист: «Последний вопрос. У меня в руках известный телефон, произведенный далеко не в России. Когда-нибудь и в Петербурге мы начнем производить аналогичную продукцию ничуть не хуже по качеству. Вы в это верите? "Да" – и почему? Или "Нет"– и почему?» 

Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям: «Однозначно верю. Если маленькая Финляндия смогла сделать Нокию, Петербург с уровнем технологий сможет так же. Можно в теории купить завод – и начать производить. Но есть понимание, что и люди, и технологии должны развиваться, эволюционировать. Если вы посмотрите, то всё, что здесь есть, сделано в Петербурге. Нецелесообразно экономически вести из других регионов. Здесь производство строительных материалов, технологий, машин. Когда здесь размещались производители автомобилей, не было цели производить автомобиль. Была цель локализовать на территории. Как только мы научимся производить запчасти, мы научимся производить отечественные автомобили. Как только мы научимся производить компонентную базу, тогда мы с вами научимся производить и телефоны, и другую аппаратуру. Это вопрос поступательного развития».