Камерный хор Смольного собора переедет в новый дом. Храм - площадку, где музыканты выступали 25 лет, передают Русской православной церкви.

Взамен предложили помещения в здании на углу Невского проспекта и Думской улицы. Но они требуют серьезного ремонта и, следовательно, немалых финансовых вложений. 

Вместе с директором музея-памятника «Исаакиевский собор» по новому дому для хора прогулялась Мария Марченко.

Первое впечатление Николая Бурова о новом доме для Камерного хора Смольного собора: красиво, но акустика сложная. Звук отстает на четыре секунды, отражаясь от многочисленных зеркальных дверей. Придется «одевать» их в ткань. 

Николай Буров, директор Государственного музейного комплекса «Исаакиевский собор»: «Мне не нравятся и люстры. Но они исторические. Они страшные, как смерть, но ладно, такими, значит, и останутся навсегда».

Скоро они начнут обживать 600 квадратных метров в здании Городской думы на Невском проспекте. Аренду переуступил крупный банк, который и затеял капитальный ремонт, но до конца не довел. На главной лестнице, по которой будут подниматься посетители, нет балясин и перил, потолок и стены — в трещинах. 

Николай Буров, директор Государственного музейного комплекса «Исаакиевский собор»: «Вот это вот маячки. 13 февраля 2008 года. Через день, как я отметил день рождения. Маячок показывает, что с 2008 года капитальных разрывов стен нет. Слава тебе, Господи! Значит, можем двигаться дальше».

Двигаясь дальше, гости попадут в выставочную анфиладу — несколько залов, соединенных между собой. Сейчас в экспозиции — строительный мусор, а интерьеры — словно созданы для съемок фильма о войне. 

Переезд концертной площадки из Смольного собора, который передали Церкви, обойдется музейному комплексу в 300 миллионов рублей. Минимум. Задача максимум — превратить здание в новое культурное пространство, в период белых ночей открытое до пяти утра. С ночными органными концертами и бесплатным Wi-Fi. Соседство с Думской улицей, где по выходным стреляют и дебоширят, народного артиста России Николая Бурова, интеллигентно выражаясь, не устраивает. 

Николай Буров, директор Государственного музейного комплекса «Исаакиевский собор»: «Это плохо, это скверно. Это язва на теле города. Здесь должна быть здоровая прививка. Мы это сделать и хотим». 

Мария Марченко, корреспондент: «Как думаете, получится?» 

Николай Буров, директор Государственного музейного комплекса «Исаакиевский собор»: «Если не будут очень мешать».

Их ждет не менее печальная судьба, чем Германа из «Пиковой дамы», уверены солисты. Алтарь и сцена будут соседствовать еще, как минимум, три года — столько понадобится на ремонт помещений на Думской. Один из лучших коллективов города, который 25 лет выступал как Камерный хор Смольного собора, вместе с пропиской сменит имя. Кто-то в шутку предложил назвать «хором Беглецов» — по фамилии дирижера. Но в сложившихся обстоятельствах звучит более чем пророчески. 

Виталий Гордиенко, главный режиссер концертно-выставочного зала «Смольный собор», заслуженный артист России: «Переезд должен быть очень хорошо спланирован, продуман. У нас лучший рояль в городе, лучший Steinway. Уничтожить его — это преступление. А ведь инструментам нужен особый климат».

Музейный комплекс «Четыре собора» — это, помимо Смольного, — Сампсониевский, Исаакий и Спас на Крови. Каждый — жемчужина архитектуры. Смольный — яркий пример позднего барокко. И еще со времен императрицы Елизаветы Петровны храм как будто преследует злой рок. 

Мария Марченко, корреспондент: «В советское время Смольный собор был закрыт и разграблен. Но в отличие от других храмов в 90-х здесь не возобновили богослужения. Вместо этого организовали концертно-выставочный зал. Только совсем недавно отсюда, из придела Марии Магдалины, убрали кресла для зрителей и начали проводить регулярные службы».

В будни на утренние богослужения приходят один-два человека. По праздникам больше. Здесь понимают: выселить хор и выставку — полдела, гораздо сложнее организовать приход. А в музее поговаривают и опасаются: на этом реституция, скорее всего, не закончится. Вероятно, следом придет очередь Исаакиевского собора.