Реставраторы Эрмитажа восстановили экспонат времён Великой Отечественной. Шлем водолаза Никиты Мышляевского пролежал под водой 69 лет.

Установить его принадлежность удалось сотрудникам Кронштадтского морского музея, где теперь шлем и будет выставлен. Алексей Жуков побывал на церемонии торжественной передачи.

Металлический шлем от военного 12-болтового водолазного костюма впервые на публике спустя 70 лет. 18,5 килограммов меди — безмолвные свидетели трагедии, которая развернулась в августе 1944-го. 25 числа немецкая подводная лодка атаковала советский катер, на глубине в это время работал водолаз. Поднять тогда не успели. 

Владимир Шатров, руководитель Кронштадтского морского музея: «Это первый случай в мировой практике, когда после стольких лет пребывания под водой участника войны подняли на поверхность, это первый случай в мировой практике».

До 2013 года останки водолаза лежали на глубине 32 метров. Нашли случайно при осмотре затонувших кораблей. Имя установили по архивным материалам и свидетельствам очевидцев, в те времена подводных специалистов было не так много. Спустя 70 лет Никиту Мышляевского отпели в кронштадтском Морском соборе и похоронили на мемориальном кладбище. А его шлем 1,5 года реставрировали специалисты Эрмитажа, чтобы он стал постоянным экспонатом Кронштадского морского музея. 

Алексей Бантиков, заведующий лабораторией научной реставрации произведений прикладного искусства Государственного Эрмитажа: «Главная сложность была в выведении активных солей, которые очень серьезно разрушали каждый день пребывания в воде, а он пролежал 69 лет, каждый день пребывания, конечно, наносил очень серьезный урон и ущерб ему».

Восстанавливать до первоначального состояния не стали. На шлеме сохранились и вмятины, и осколки разбитых стекол, по ним можно понять, какой силы взрыв погубил водолаза. И еще 23 человека — экипаж катера, который ждал на поверхности. 

Алексей Жуков, корреспондент: «До Кронштадского морского музея новый экспонат доберется сегодня, а уже завтра его представят посетителям. В музее он займет центральное место, а в главном зале, где его будут выставлять, даже немного понизят температуру, чтобы металл хранился как можно дольше. А следующая реставрации понадобилась ему еще не скоро».