Американская платежная система VISA отказывается заплатить Центробанку 60 миллионов долларов обеспечительного платежа. Компания не успела до 1 апреля перейти на российский процессинг. Впрочем, уходом с рынка ей это не грозит — Центробанк, кажется, готов потерпеть до лета. Еще год назад на российском рынке пластиковых карт ждали масштабного передела. Что реально изменилось с тех пор, расскажет Богдан Бакалейко.

Богдан Бакалейко, корреспондент: «Вместо привычных MasterCard и VISA — вот такая надпись: "ПРО100". Всего в России сейчас чуть больше миллиона подобных дебеток. Для сравнения на долю иностранных платежных систем приходится более 200 млн. Будет ли так просто держателям этих карт, с уверенностью сказать нельзя. Но статистика не самая впечатляющая, лишь половина всех банков на территории России работают с этой системой».

Переход к национальной платежной системе, чаще всего — мера вынужденная. Карты Банка «Россия» после введения европейских санкций потеряли свои волшебные свойства. Сейчас клиентов переводят на отечественный аналог от Сбербанка. Проекту уже пять лет, но по мнению экспертов, на уровень западных VISA и MasterCard он так и не вышел.

Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела инвесткомпании: «У Сбербанка уже сейчас возникают проблемы с обслуживанием собственных карт, о чем он неоднократно писал на собственном сайте для клиентов. Поэтому если перевести на эту систему все российские банки, например, то вся российская национальная система, может быть из-за того? что продукт сырой, в определенные моменты времени не работать».

В «Газпромбанке» пошли другим путем, решили искать счастья в Поднебесной. В компании, по-видимому, перестраховались, ведь их карты не пострадали от санкций. Все трубы «Газпрома» сейчас нацелены на Китай и эта политика, кажется, распространилась и на финансовые активы. В сентябре «Газпромбанк» заключил соглашение с третьей платежной системой в мире — UnionPay.

Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела инвесткомпании: «Интерес основан на развитии бизнеса Газпрома в Азию. Однако надо учитывать, что поскольку китайская система также является международной, то при выходе ее на рынок США, возникнет потребность следования законодательству США и в том числе санкционных ограничений, которые накладываются на компании, работающие на территории Америки. И в той же ситуации "Газпромбанк" может остаться без процессинга уже в китайской системе, если китайцы сочтут, что американский рынок для них более перспективный».

Но лидерами все равно останутся MasterCard и VISA. Хотя новое законодательство и вынудило их перевести свой процессинг в Россию, по-сути это — всего лишь еще одно звено в цепи «банк — клиент». Отныне информация о всех денежных потоках будет проходить и храниться в России. Если западный сервер работать откажется, держатели карт этого не заметят. Такой локализованный процессинг нареканий вызывать не должен.

Денис Кусков, руководитель аналитического агентства: «Понятно, что мы не создавали протоколы с нуля и тд. На сегодняшний момент я не вижу каких-либо правильных соответствующих действительности разговоров, которые говорили бы о том, что используются незащищенные шлюзы. Это денежные потоки и уровень защищенности должен быть 99 и, как говорят, 8 девяток».

Нормальный полёт подтверждают и в банках. 

Иван Макаров, пресс-секретарь коммерческого банка: «Дополнение этого звена, безусловно, требует огромной работы. Безусловно, это требует перераспределения потоков информационных, которые у нас проходят при обработке карты. По нашему мнению, никаких технологических сбоев не будет».

Получается, импортозамещение на рынке пластиковых карт так и не случилось. VISA и MasterCard практически полностью сохраняют свое положение, разве что вводить санкции теперь не смогут. При этом отечественная система «ПРО100», хотя и набирает популярность, вряд ли когда-то выйдет на международный уровень. Сейчас с ней работает полуостров Крым и всего два банка — это меньше процента от всего объема выпущенных в России карт.