Одной из главных тем этой недели стала «Прямая линия» с президентом Владимиром Путиным. Петербургские комментарии – в сюжете программы «Пульс города».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Переходим к главной теме этой недели – «Прямая линия» с президентом Владимиром Путиным.

Я не буду заниматься статистическими подсчетами, сколько по времени длилось это общение, сколько вопросов было задано, какие слова чаще всего употреблял президент. Я лишь отмечу три главных смысла, которые я как рядовой гражданин страны вынес в ходе этого 4-часового диалога с главой государства.

Первый смысл: не надо ждать конца санкций, надо использовать эти санкции для того, чтобы выйти на новый уровень как экономического развития, так и модели управления нашей экономикой. Второе: до конца кризиса еще далеко, но пик этого кризиса уже пройден. Теперь надо отбрасывать эмоции, включать голову и двигаться дальше. И третье: хорошо было бы, чтобы на каждом уровне – региональном, районном, муниципальном, – каждый из должностных лиц, засучив рукава, решал поставленные перед ним задачи, а не ждал, пока Владимир Путин пригрозит пальцем или стукнет кулаком по столу. И чтобы мы тоже не сидели, не ждали очередную конференцию Путина в поисках ответа на вопрос: «Что делать?» А то так и получается по принципу, который отметил еще Николаем Некрасовым в стихотворении «Забытая деревня»:

У бурмистра Власа бабушка Ненила

Починить избенку лесу попросила.

Отвечал бурмистр: «Нет лесу. И не жди — не будет!»

«Вот приедет барин — барин нас рассудит,

Барин сам увидит, что плоха избушка,

И велит дать лесу»,- думает старушка.

И вот очень хочется не быть этой бабушкой. Не ждать барина. Надо брать и делать лучше. Свой дом, свой двор. Свою страну. Вот главный смысл всего, о чем говорил Путин.

А теперь давайте посмотрим, как слова президента могут отразиться на экономике Петербурга. Мы встретились с теми, про кого говорят, что они работают «в поле», то есть на земле, на производстве. Наш политический обозреватель спросил у экспертов, что они услышали в ответах главы государства.

Дмитрий Рунков, корреспондент: «Почти все вопросы «Прямой линии» с президентом в той или иной степени имеют свое воплощение в Петербурге. Северо-Западный центр концерна «Алмаз-Антей». Здесь на проспекте Обуховской Обороны создают комплексы С-300. Готовность поставлять эти установки в Иран Владимир Путин подтвердил во время прямого эфира. Стратегическое решение как в масштабах международной политики, так и для конкретного предприятия и его работников. В пересчете по новому курсу сумма контракта на создание комплексов — более 45 миллиардов рублей».

Договор на создание комплексов для Ирана заключили еще 8 лет назад. Но в 2010 году Россия в одностороннем порядке решила приостановить поставки. К тому моменту комплексы С-300 уже были собраны. Но за них никто так и не заплатил.

Владимир Путин, президент РФ: «Наши предприятия произвели оборудование, оно дорогостоящее. Под миллиард долларов. Никто нашим предприятиям за это не платит. Нам, правда, намекали, что его могут купить, но никто не покупает».

Заявления президента для более чем сотни предприятий военно-промышленного комплекса Петербурга – явно позитивный сигнал. Программа перевооружения будет продолжаться, несмотря на кризис. На заводе «Алмаз», где производят пограничные катера (входит в тройку ведущих судостроительных верфей страны), в словах Путина услышали надежду на гарантированные заказы.

Леонид Грабовец, генеральный директор судостроительной фирмы «Алмаз»: «В основном 97% нашей продукции – это гособоронзаказ. И мы прекрасно понимаем, что мы должны с честью это выполнить. Главное, что я вчера вынес, — эта линия будет продолжаться, что у нас будет работа. Она у нас есть на три года вперед, но она не будет уменьшаться».

Санкции — стало одним из самых часто употребляемых слов «Прямой линии». Президенту жаловались на резко подорожавшие овощи и фрукты. Польские яблоки по-прежнему поставляют в страну, но теперь с переклеенными этикетками и совсем другими ценниками. Владимир Путин призвал не жаловаться, а использовать период санкций для подъема собственного сельского хозяйства. Фермеры Петербурга и Ленинградской области в подтверждение просят продержать ограничения подольше.

Андрей Лях, начальник управления по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга: «Мы боимся отмены санкций, потому что сегодня произошел тот толчок, который начинает поднимать сельское хозяйство, небольшие фермерские хозяйства. На сегодняшний день мы в Ленинградской области и Санкт-Петербурге наблюдаем оживление наших небольших производителей. Это фермеры, личные подсобные хозяйства, садоводства».

В этом году жителей страны, в том числе и Петербурга, более всего интересовали вопросы собственных кошельков. Ответ на главную тему Владимир Путин сформулировал коротко: пик кризиса уже позади, а чтобы полностью оправиться от его последствий понадобится не более двух лет.

Владимир Путин, президент РФ: «Эксперты видят, что мы прошли пик проблем – и с выплатами внешних кредитов нашими банковскими и другими предприятиями из реального сектора. Мы провели корректировку курса национальной валюты, но ничего не лопнуло, все работает».

Почувствовал это, похоже, малый и средний бизнес. Он оказался более всего подвержен кризисным колебаниям. Если в начале года панические настроения петербургских предпринимателей подталкивали как можно быстрее закрыть дело, тем самым избежать больших убытков, то сейчас тревоги и чувство и опасности постепенно остаются позади.

Елена Церетели, председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга: «Предприниматели приходили и говорили, что боимся, что оптимизация будет жесткая, то есть придется сокращать работников, придется искать какие-то другие ниши, а какие-то направления вообще сворачивать. Сегодня люди приходят с немножко другим настроением. Настроение следующее: какие инструменты поддержки государства можно использовать, чтобы все-таки продержаться»?

Напрямую из Петербурга, второго города страны, прозвучал всего один вопрос. Видеообращение президенту направили три школьницы. Им выпал шанс даже не на миллион, а один на три миллиона. Именно столько звонков, смс и посланий было направлено Владимиру Путину. В преддверии экзаменов старшеклассницы предложили главе государства вернуть выпускные испытания по билетам.

— Мы считаем, что экзамен по билетам – это очень удобная система, которая позволяет показать все свои знания. ЕГЭ не позволяет показать всех знаний и навыков.

Владимир Путин, президент РФ: «Большое количество молодых талантливых людей из провинции поступают в ведущие вузы страны при этой системе оценки знаний. Там есть, безусловно, и свои минусы, начетничество такое, подготовка, как будто это сдача экзамена на водительское удостоверение. Окончательную точку в этом должны поставить специалисты, которые глубоко понимают эту проблему».

Петербургские школьницы вместе с отменой ЕГЭ попросили расширить и обязательный курс обучения, добавить в него еще больше произведений по литературе. Это предложение, вероятно, понравится не всем их одноклассникам. Да и в целом вопрос из Северной столицы культурная общественность города восприняла неоднозначно.

Лев Лурье, писатель, журналист: «В Петербурге есть много проблем, о которых жители хотели бы спросить президента. И то, что каким-то, с моей точки зрения, неудачным школьникам дали задать вопрос – это очень странно».

Общение Владимира Путина со страной растянулось почти на 4 часа. В завершении ведущий пожелал, чтобы подчиненные президента и армия российских чиновников оперативно отреагировали на обращения жителей. Путин ответил недвусмысленно, очевидно, подчеркнув, насколько много зависит именно от его воли.

Владимир Путин, президент РФ: «Мы постараемся, чтобы отреагировали».