В Ораниенбауме сегодня большое событие. В Китайский дворец после реставрации вернулась уникальная мозаичная консоль XVIII века.

Она была изготовлена по заказу Екатерины Второй специально для Стеклярусного кабинета. И по сути сегодня восстановлена историческая справедливость. Несколько десятилетий консоль кочевала: побывала и в Русском музее, и в фондах Ораниенбаума. 

Путь возрождения столешницы был долгим. Разработка проекта и сами работы заняли почти два года. Николай Растворцев сегодня увидел, каким Стеклярусный кабинет задумывался изначально.

18 градусов тепла и 55 % влажности. Консоль времен Екатерины Второй на двух элегантных ножках, подобно императрице века XVIII, требует особых условий своего пребывания во дворце. Иначе уникальное произведение русского декоративно-приладного искусства может снова потребовать реставрации. Прошлую, в 1980-м, удачной не назовешь. Похоже, что советские мастера специальных исследований не проводили и сильно отошли от оригинала. 

Милена Борисова, ведущий архитектор ГМЗ «Петергоф»: «Вот эти камни уникальные, их начали клеить на эпоксидную смолу, что совершенно недопустимо, потому что здесь все детали держались на штифтах, на гипсе и на сварке из воска».

Перебрать все подстолье, восстановить разбитую часть столешницы, воссоздать роспись под черепаху, а заднюю поверхность ножек сделать заново. Из всех золоченых деталей по краю сохранилась только одна, бантики и накладки рисовала ведущий архитектор музея-заповедника «Петергоф» Милена Борисова. Ей удалось найти акварель в Эрмитаже, а также старую фотографию из архива, где можно разглядеть все детали консоли в дореволюционное время.

Проект разрабатывала год, реставрационные работы у специалистов из Царскосельской янтарной мастерской заняли 9 месяцев. 

Татьяна Сясина, заведующая сектором «Собственная дача»: «Мастера, которые это делали, конечно делали и Янтарную комнату, им есть, с чем сравнивать, но Янтарная комната — это воссоздание. А здесь родная вещь, которая дошла до нас с эпохи Екатерины Второй. Руки дрожать должны, потому что до стола все-таки дотрагивалась императрица».

Кстати, удивительно разнообразную по цвету смальту поставляли с фабрики из Копорского уезда. При изготовлении стекла использовали метод Михаила Ломоносова. 

Николай Растворцев, корреспондент: «Одна из главных загадок — что изображено на столешнице? По одной из версий, Екатерина Вторая зашифровала победу русского флота над Турецким. Вот книга с картой Балтийского моря, именно из Петербурга вышли корабли по направлению к Черному морю. Рядом туз пик, он бъет короля. Россия побеждает Турцию».

Основные материалы — это кость, оникс и смальта. С деревянной основой их скрепляет восковая мастика. Второй такой консоли в мире нет. 

Елена Кальницкая, директор ГМЗ «Петергоф»: «Это то самое хрупкое, нежное, тонкое, что свойственно Ринальди, и он как удивительный мастер материала в том числе. Ринальди, а вслед за ним и Чарльз Камерон, были два зодчих, которые много сил уделяли не тому, что сделано, а как сделано!»

С появлением отреставрированной консоли можно смело заявить: теперь Стеклярусный кабинет можно снова называть уголком XVIII столетия. Первых посетителей здесь ждут в конце мая.