Жизнь среди «детей оленя»: ученые из Петербурга откроют кочевой детский сад на Ямале
Пара петербургских учёных готовится к экспедиции на Ямал. Антрополог Александра Терёхина и её супруг археолог Александр Волковицкий откроют там кочевой детский сад. С семьёй северных кочевников они намерены прожить год.
Эта экспедиция - экспериментальная. А за всём, что будет происходить с учёными и их воспитанниками, можно будет следить через интернет. Николай Растворцев встретился с супругами накануне поездки.
- Это по-русски значит «Здравствуйте, дети».
С этой фразы будет начинаться каждая встреча Александры Терехиной с детьми на Ямале. Антрополог из Петербурга вольется в северную семью ровно на год. Она намерена открыть кочевой детский сад. Обычно первые знания дети малых народов получают в нулевом классе школы-интерната.
Александра Терехина, участница экспедиции, антрополог: «Когда они попадают в школу, они что-то более задумчиво делают, не любят, когда нужно торопиться. Но в принципе они очень наблюдательные и внимательные!»
Зимой воспитанников будет совсем не много, а вот во время летних стоянок число посещающих детский сад может вырасти до 20. А потому в багаже большое количество обучающих пособий. Не меньший объем занимает теплая одежда.
Правда, европейские пуховики спасают только весной и летом. Зимой без оленьих шуб — женской ягушки и мужской малицы — пропадешь.
В столь длительное путешествие Александра отправляется вместе с мужем. На время экспедиции им придется забыть о комфортных условиях, существенно изменить рацион, и, скорее всего, отказаться от вредных привычек. Впрочем, ненцы — народ закрытый, они больше думают, чем говорят. Потому придется быть сдержанным и не забывать про особенности северного быта.
Александр Волковицкий, участник экспедиции, археолог: «Мы привыкли, что женщине надо помогать. Там у всех свои обязанности, и надо это четко понимать. Даже если ты видишь и тебе кажется, что женщина выполняет тяжелую работу, не надо бросаться ей помогать. Это не твое дело, получится, что ты ведешь себя нетактично и невежливо».
Жизнь в чуме — это не возвращение в каменный век. У кочевников XXI века есть электрогенераторы, плазменные панели, спутниковые антенны и интернет.
За свою работу пара будет получать зарплату. Александру оформили педагогом, супруга — истопщиком.
Александр Палагин, заместитель руководителя представительства Ямало-Ненецкого автономного округа в Санкт-Петербурге: «Каких-то общих стандартов, как должна выглядеть кочевая школа или садик, нет. Сейчас это эксперимент. Если он будет удачен, может быть продолжения и на других бригадах, и на других территориях».
Кастлать — или, по-русски, «кочевать» - они будут до апреля следующего года. О каждом дне расскажут на специально созданном портале. Ведь одна из главных целей поездки — познакомить жителей каменных джунглей с «детьми оленя». Именно так называют себя сами ненцы.
Чтобы присоединиться к обсуждению, вам необходимо войти через одну из социальных сетей.