В Государственной думе хотят запретить банкам передавать дела по кредитам коллекторским агенствам. Инициаторы законопроекта предлагают не разрешать продавать долги по кредитам по договору третьим лицам, не имеющим банковской лицензии. А вот другой документ о коллекторах уже год лежит на рассмотрении в Госдуме и так пока и не принят. Там прописано, например, в какое время они могут звонить, кому и при каких условиях. Истории людей, пострадавших от действий сборщиков выслушал Дмитрий Копытов.

О долге соседа Виктора теперь знает весь дом. Частная жизнь мужчины стала достоянием дворовой общественности, когда к нему в квартиру пришли так называемые коллекторы — в прямом смысле выбивать деньги.

Вот пятеро крепких парней заходят в подъезд. Вооружены и как выяснилось, очень опасны.

Виктор: «В дверь начали долбиться, кричать: "Открывай дверь! Мы тебя убьём!". В глазок я видел, что человек был с ножом. Были нанесены удары ножом в дверь».

Задолжал Виктор всего 8 тысяч рублей. Брал деньги под большой процент в микрофинансовой компании, чтобы покрыть другой кредит. Но платить по счетам вовремя не получилось — мужчину уволили с работы. Кредиторы войти в положение отказались. После телефонных угроз пришли к должнику домой.

Ирина Проскурина, председатель правления ЖСК: «Щиток был открыт полностью, вот это оборудование было вырвано. Я позвонила по этому телефону, они сказали, что должник им должен, и работают так, как считают нужным. Сказали, что, если в ближайшее время долг не будет возвращён, они бросят в подъезд коктейль Молотова».

В порыве гнева коллекторы камнем разбили окно соседней квартиры. После визита вооружённых гостей должник обратился в полицию, опасаясь за свою жизнь, здоровье жены, сына и соседей. Там заявление приняли, и уже изучают записи с камер видеонаблюдения.

Вячеслав Степченко, начальник управления информации и общественных связей ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: «Мы проводим проверочные мероприятия, направленные на установление лиц, совершивших указанные действия. В рамках этого также они будут соответствующим образом квалифицированы и принято процессуальное решение».

Если Виктор пострадал за свои долги, семья Лилу Исмаиловой слишком дорого заплатила по чужим. Год назад история 11-летней девочки, которая после телефонных угроз коллекторов выбросилась из окна 10-го этажа, шокировала всю страну.

Сейчас малышка заново учится разговаривать и самостоятельно есть. Впереди ещё несколько операций. В начале 2014-го семья переехала в Петербург и сняла квартиру в Невском районе. У её владельцев были долги, но новые жильцы узнали об этом слишком поздно. Психика девочки не выдержала, после того как коллекторы попытались выбить долг даже с ребенка. 

Фидана Исмаилова, мать Лилу Исмаиловой: «Между звонком и тем, как она упала, прошло 18 минут. Было написано 4 или 5 записок, было написано: "Мама, папа, бегите, спасайтесь! Я вас очень люблю! Мы должны 83 тысячи. Они придут».

Коллекторов, которые довели до попытки самоубийства, не нашли и не привлекли к ответственности до сих пор. Уголовное дело возбудили, но ход расследования в Следственном комитете сейчас не комментируют. Кстати, закон о коллекторской деятельности, который уже год лежит на рассмотрении в Госдуме, в силу пока не вступил. Там прописано, например, в какое время могут звонить, кому и при каких условиях. Сейчас же работа фирм по взысканию долгов регулируется законом об исполнительном производстве и Гражданским кодексом.

Дмитрий Копытов, корреспондент: «Доступные деньги искалечили судьбы тысяч петербуржцев. Казалось бы, вот оно — решение всех проблем. Необходимую сумму можно получить за пять минут, был бы с собой паспорт. Контор, где без проблем выдают наличные, в Петербурге сотни. Клиенты есть всегда. Занимают, как гласит вывеска, "До зарплаты". Но вот понимают ли эти люди, что при форс-мажорных обстоятельствах и появлении третьих лиц, коллекторов, до очередной зарплаты они могут и не дожить? Правда, о такой опасности в договоре не пишут даже под звёздочкой».