На 30 процентов снизится инвестпрограмма «Ленэнерго» в ближайшие четыре года. Об этом сообщил сегодня ее новый генеральный директор Василий Никонов. В компанию он пришел фактически как кризисный менеджер.

В ближайшее время предстоит разобраться с многомиллиардной «дырой» в бюджете, которая образовалась из-за проблем банка «Таврический». Кто больше всего пострадает от режима экономии в «Ленэнерго», расскажет Богдан Бакалейко.

Лампочка над «Ленэнерго», кажется, все таки будет гореть. Трудности в экономике сильно ударили по компании. Неэффективное руководство и кризис в банке «Таврический» привели к 40 миллиардам потерянных рублей. Как итог — инвестпрограмма на следующие 4 года сократится на треть, до 109 миллиардов рублей. 

В первую очередь урежут расходы на инфраструктуру — погашение долгов сейчас важнее. 

Василий Никонов, генеральный директор «Ленэнерго»: «Понятное дело, что если наш бюджет сократился, то и по всем обязательствам нам сложнее будет рассчитаться».

Судьба банка «Таврический», из-за которого энергетический гигант остался без «кэша», вроде бы решена. Центробанк передал его на санацию «Международному финансовому клубу» Михаила Прохорова. Но сразу в «Ленэнерго» деньги не вернутся. Лишь четверть можно будет снять со счетов в краткосрочной перспективе, остальные средства превратятся в 20-летние депозиты. 

Василий Никонов, генеральный директор «Ленэнерго»: «13,5 миллиардов — средства, которые находятся на депозитах, 2,2 миллиарда были списаны со счетов, но не были исполнены банков. Поэтому подрядчики средств не получили. Мы понимаем, что это тоже наши долги. Мы тоже плюсуем эти цифры».

Есть и еще одна проблема — крупный бизнес. Вложив немалые инвестиции в подключение новых заводов, «Ленэнерго» теперь не может их окупить.

Дмитрий Кумановский, начальник аналитической службы инвесткомпании: «Когда рассматривались инвестпроекты, заявлялось, к какому году необходимо, чтобы была построена та или иная линия электропередач, необходимой мощности, провода подключены, а энергия не передается. Этот доход выпадает из бизнеса «Ленэнерго», и они несут убытки, поскольку инвестиции потратили. Кредит отдали».

Стратегия, судя по всему, сейчас одна — выжать максимум свободных денег. Даже с петербургской сбытовой компанией — а это 80 процентов всей прибыли «Ленэнерго» — возникли разногласия. Неисполнен оказался платеж за февраль. Но в ПСК свою вину отрицают, платеж за февраль будет оплачен согласно договору. 

Карина Таукенова, начальник отдела по связям с общественностью «Петербургской сбытовой компании»: «С самого начала договорных отношений ПСК осуществляла в пользу «Ленэнерго» авансирование. То есть оплачивала услугу в месяц ее оказания. Это не предусмотрено действующим законодательством. Стоит отметить, что потребитель с нами рассчитывается за электроэнергию в месяце, следующем за месяцем оказания услуг. То есть, в общем-то говоря, это были прямые дотации в адрес «Ленэнерго».

В условиях жесткой экономии придется менять отношения и с субподрядными организациями. Новое руководство «Ленэнерго» обнаружило, что 4 года тарифы были сильно занижены, и все равно многие мелкие компании не спешат рассчитываться в срок. Теперь тарифы будут пересчитаны в сторону увеличения, что вряд ли станет для них хорошей новостью. 

Даже в этой ситуации «Ленэнерго» ничего не грозит. За компанией стоят мощные акционеры — федеральные «Россети» и правительство. А вот мелкие игроки из-за чужих финансовых проблем могут просто уйти с рынка.