30 человек подозреваются в крупном мошенничестве в Петербурге. Более 300 оперативников приняли участие в обысках по делу о незаконном возврате НДС. Детали главного экономического скандала недели изучил Дмитрий Рунков.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Главный скандал этой недели – это серьезные процессы, которые начались в надзорных структурах Петербурга. Масштабная операция, итогом которой стало задержание нескольких высокопоставленных чиновников налоговой службы города. Естественно, у силовиков просто так ничего не происходит. И дела по незаконному возврату НДС у нас возбуждались десятки раз. Но, как правило, до приговора суда дела не доживали, потому что в этих схемах очень сложно доказать преступный умысел. По закону государство должно мне вернуть за купленный объект налог. Должно. А как вы докажете, что я это делаю с целью наживы? Но на этот раз все проходит абсолютно по другому сценарию. Во-первых, поражает масштаб. 300 оперативников приняли участи в операции. Обыски прошли в коттеджах подозреваемых. И главное – уровень задержанных руководителей. Все это свидетельствует об одном. Изменяются правила игры для многих, кто незаконно жил за счет госбюджета. Предупреждения кончились. Начались посадки. Не исключено, что дело главы Сахалинской области и дело петербургских налоговиков – это части одной большой кампании, которая сейчас разворачивается по всей стране. Дмитрий Рунков продолжит тему».

За стопкой документов свое лицо прячет вдохновитель одной из самых крупных афер последних лет в Петербурге. По версии следствия, именно Игорь Корниенко придумал относительно честный способ отъема денег из бюджета. Вполне законную норму возврата НДС он превратил в масштабную преступную схему, которая только по приблизительным оценкам принесла злоумышленникам полмиллиарда рублей.

Дмитрий Рунков, корреспондент: «Шаблоном для махинаций преступной группы стала старая схема незаконного возврата НДС. Условная фирма «Рога и копыта» покупает дом, затем продает его другой компании, получает положенные ей 18 процентов из бюджета. И ликвидируется. С кем не бывает. Новый собственник перепродает дом другой компании, ему тоже полагается вернуть 18 процентов. Вот незадача — и эта фирма банкротится. И так до бесконечности. При этом все эти организации подчиняются, по сути, одному лицу. И он получает деньги из бюджета просто за то, что перекладывает их из одного кармана в другой».

Эту основу мошенники модернизировали. Разделили деятельность на десятки мелких фирм. Каждая приносила по несколько миллионов рублей из бюджета, что позволяло затеряться среди тысяч компаний Петербурга.

По словам эксперта в области расследований — журналиста Евгения Вышенкова, главная заслуга следствия – не в вычислении преступной цепочки. Ее к делу не пришьешь. Удалось доказать преступный умысел в организации схемы, основанной на статьях Налогового кодекса.

Евгений Вышенков, журналист: «Сколько раз хотим, столько раз и ставим на учет автомобиль, может это прикол у нас такой. Поэтому все может продолжаться до бесконечности».

Сбор доказательств больше напоминал облаву. Правоохранители единовременно мобилизовали 300 человек личного состава. Обыски провели петербургские силовики, но очевидно, что центр управления операцией находился в Москве.

Дмитрий Рунков, корреспондент:«Спецоперацию провели по сюжету голливудского фильма. Рано утром, еще до рассвета, у здания Следственного комитета собрались несколько сотен оперативников экономической полиции, сотрудников ОМОН, следователей, понятых. Чтобы предотвратить утечку информации, всем им раздали в случайном порядке запечатанные конверты. В них — фамилии, адреса и постановления на проведения обысков. Уже через час в 50 квартирах, фирмах и кабинетах по всему городу начался поиск доказательств, подтверждающих финансовые махинации».

Бойцы СОБРа наведывались и в элитный коттеджный поселок. Хозяин одного из домов, стоимость которого оценивается приблизительно в 30 миллионов рублей, как раз подозреваемый Игорь Корниенко. Тенденция последнего времени – искать улики не только в кабинетах, но и в спальне. Сонные обитатели престижной недвижимости явно не рассчитывали, что их красивая жизнь за бюджетный счет будет иметь такой финал.

По соседству с бывшим сотрудником налоговой полиции 49-летним Игорем Корниенко дом еще одного фигуранта уголовного дела. Цена этой недвижимости — не меньше 20 миллионов без учета стоимости земли. Хозяин – действующий руководитель 9-й Межрайонной инспекции налоговой службы Татьяна Дементьева. Между этими двумя участками даже нет забора. По версии следствия, именно такие тесные отношения позволили наладить преступную схему.

Ольга Трофименко, доцент кафедры экономики СПбГУ: «Можно, конечно, постараться сделать все документы таким образом, чтобы налоговой не было к чему придраться. Но в ходе своих камеральных проверок налоговая инспекция делает обычно максимум, для того чтобы возмещать НДС только по реальным сделкам».

Для налоговой службы это уголовное дело — определенно серьезный репутационный удар. Сейчас под подозрением — 30 человек. У большинства из них в трудовой есть запись о работе в ведомстве. В таких масштабах сумма, на которой поймали предполагаемых преступников, — конечно, только вершина айсберга мошенничества.

Кирилл Саськов, руководитель корпоративной и арбитражной практики адвокатского бюро:«Сама по себе сумма, которая фигурирует в новостных сводках, 300 миллионов, на мой взгляд, достаточно мала для незаконного оборота НДС и схем его возмещения. Поэтому, скорее всего, последуют либо дополнительные заявления со стороны правоохранительных органов о суммах причиненного ущерба, либо мы станем свидетелями очередного достаточно непоказательного проявления силы».

Сам факт привлечения высокопоставленных бывших и действующих сотрудников налоговой – уже определенный сигнал. Раньше уголовные дела по незаконному возврату НДС в Петербурге возбуждались сотнями, но до приговора доходили единицы.

По данным следствия, подозреваемый Игорь Корниенко свою преступную группу организовал как раз несколько лет назад, когда воровство из бюджета большинству казалось безнаказанным. Почти в насмешку, одну из своих фирм Корниенко назвал «Колыма». Похоже, не учел старую истину: как корабль назовешь, так он и поплывет.