Пишущая машинка «Ундервуд», табличка «Курить запрещено» и словарь тюремно-лагерного жаргона - эти и другие личные вещи Иосифа Бродского из США впервые сегодня показали российским журналистам.

700-килограммовый груз доставили в Северную столицу еще на прошлой неделе. Впереди большая работа. Нужно изучить каждый предмет, рассортировать и понять, какое место он займет в будущем музее поэта. Татьяна Баженова продолжит.

Не из ниоткуда, но точно с любовью в Петербург доставили вещи поэта, Нобелевского лауреата и гонимого классика Иосифа Бродского. Груз весом больше 700 килограммов прибыл из США. Отправитель — вдова литератора Мария Соццани-Бродская. Решение передать фото, документы, книги и даже мебель из кабинета именитого супруга она приняла еще летом. Только сейчас, наконец, нью-йоркскую посылку смогли получить — презентацию в Фонтанном Доме предваряла двухнедельная работа на таможне. Почти тысяча экспонатов — все они уже описаны и оцифрованы, а впереди — детальное исследование. 

Ирина Иванова, главный хранитель Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме: «Здесь появляется какой-то четвертый персонаж — видимо, дедушка. Мы еще пока не знаем, все эти вещи требуют своей атрибуции, изучения». 

Об экспонатах музейщики знают немного. С помощью этой печатной машинки «Ундервуд» поэт, вероятно, писал свои эссе в эмиграции. Этот словарь тюремно-лагерного жаргона, скорее всего, использовал для придания колорита текстам. Мусорный бачок в виде жестяной банки из-под «Кока-колы» вполне мог быть наполнен скомканными черновиками поэта. Табличка «Курить запрещено» — словно усмешка: Бродский, большой любитель посмолить, почти не расставался с сигаретой. 

Сумму поступков поэта в предметном воплощении собирают в Петербурге с 90-го года. Именно тогда — еще при его жизни — в Фонтанном Доме появилась небольшая коллекция вещей Бродского. Подарил друг, редактор журнала «Звезда» Яков Гордин. Больше десяти лет назад от Марии Соццани передали предметы из дома поэта в Саут-Хэдли — тогда на Литейном появилась экспозиция «Американский кабинет Иосифа Бродского». 

Из нынешнего ценного подарка директор Музея Ахматовой Нина Попова просит журналистов сенсации не делать. По ее словам, это лишь очередное пополнение и так внушительного собрания. Но то ли слушатели просьбу так и не услышали, то ли лишь музейщикам событие кажется незначительным. 

В Фонтанном Доме экспонировать эти вещи не будут — фонд переедет в дом Мурузи на Литейном, 24. Там, где поэт провел свои коммунальные детство и молодость, открывают музей-квартиру. Ремонт начали буквально на днях, а до этого почти 16 лет вели переговоры с жильцами. Собственница одной комнаты — пенсионерка Нина Федорова съезжать не будет. В остальных же помещениях поселится экспозиция о Бродском. Так что соседи у поэта все же будут — как и раньше, до эмиграции. 

Нина Попова, директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме: «Вот об этом мы будем рассказывать, о коммунальной кухне, об образе брежневского времени, которое организовало суд над Бродским. И две комнаты соседние — это рассказ о другом времени, об отъезде, о Нобелевской премии, о Венеции. Нам важно представить некое единство, замысел его жизни». 

24 мая, в день юбилея Иосифа Бродского, в доме Мурузи откроют выставку. Правда, только на один день. Экспонатами станут виртуальные копии вещей поэта. Подлинники же туда привезут гораздо позже, после окончания масштабного ремонта. Преобразят знаменитые «полторы комнаты» не раньше, чем через год.