Под угрозу уничтожения попало старейшее российское издательство «Детгиз». Росимущество хочет пустить его с молотка и уже включило в прогнозный план приватизации.

Сотрудники опасаются, что желающих купить неприбыльное предприятие не найдется и государство запустит процесс его ликвидации. Подобный печальный опыт уже есть. 

Именно в «Детгизе» печатались Самуил Маршак, Сергей Михалков, Аркадий Гайдар, Алексей Толстой и другие известные авторы.

Мария Марченко продолжит. 

Пыльные коридоры, потертая мебель, запах книг. Кажется, издательство «Детгиз» — последний осколок советской эпохи. Но и сюда вторглась грубая рыночная реальность. Росимущество хочет продать предприятие частным инвесторам якобы для того, чтобы те вдохнули в него новую жизнь. Но коммерция — это последнее, о чем думают сотрудники. Традиции важнее прибыли. 

Алла Насонова, директор издательства «Детгиз»: «Для малышей, для дошкольников ценна книга. Мы изо всех сил стараемся ее поддерживать. Если это станет частным бизнесом, отечественная школа графики и писатели останутся без поддержки». 

За легендарное издательство вступился Петербургский Союз писателей. Под письмом Владимиру Путину с просьбой исключить его из плана приватизации подписи поставили Илья Штемлер, Сергей Махотин, Михаил Яснов. 

Поэт и переводчик, он 35 лет выпускает здесь свои книги, многие из которых получили государственные премии. 

Михаил Яснов, писатель, переводчик: «Сейчас я чувствую себя как старый ветеран, у которого государство отбирает награды и выставляет их на продажу. Позорище». 

Издательство, основанное в 1933 году, издательство печатало книги, составившие «золотой фонд» детской литературы: «Тимур и его команда», «Волшебник Изумрудного города», «Дядя Степа». Это произведения, на которых выросло не одно поколение. Тогда с реализацией проблем не было. Миллионные тиражи, стопроцентные дотации государства. Сегодня книги с логотипом «Детгиз» проще найти в библиотеках Мюнхена, Сан-Франциско, Парижа — там их собирают как библиографическую редкость, — чем на полках петербургских магазинов. 

Мария Марченко, корреспондент: «Доля продукции «Детгиза» на рынке не просто незначительная, крошечная. Вот крупнейший книжный магазин города, детская литература занимает целый этаж. От старейшего петербургского издательства — семь книг. Каждая из которых выпущена тиражом три тысячи экземпляров. Можно сказать, коллекционное издание».

Несмотря на это, они не только рассчитались с долгами — наследием перестройки, но и вышли на самоокупаемость. Печатая при этом только качественную детскую литературу. Хотя рынок диктует другое. 

Даниил Фокин, продавец книжного магазина: «В детском сегменте — около десятка издательств. Намного больше, чем во взрослом. Некоторые переходят в сопутствующие сегменты, в материнство, детскую психологию». 

Учитывая, сколько недетских проблем ждет потенциального инвестора, сотрудники предприятия уверены: их скорее постигнет судьба «Авроры» и «Искусства СПб». Эти издательства тоже выставили на торги, покупателей не нашлось — государство автоматически запустило процесс ликвидации. «Детгизу» бизнесменов привлечь нечем. Аварийное здание на набережной Фонтанки арендуют у города. Так что бренд, известный за границей, и внушительный список авторов — единственные активы предприятия. Здесь надеются: те, кто принимают судьбоносные решения, вспомнят, как в детстве читали эти книги. И все-таки спасут от уничтожения старейшее издательство страны в год, объявленный Годом литературы.