В этом месяце в Петербурге пройдёт конкурс, победители которого будут отвечать за пассажирские перевозки. Условия торгов весьма непросты: автобусы должны быть технически гораздо более совершенны, чем раньше. Быть, например, низкопольными, а салон перевозчику необходимо оборудовать несколькими видеокамерами. В новых экономических реалиях это не каждому под силу. Александра Ли узнала, чем это грозит пассажирам.

От новеньких городских «Манов», «Сканий» и автобусов прочих марок, водитель ликует: в таких работать даже в часы пик приятно. Правда, если сломаются, ремонт обойдётся дороже, чем в прошлом году — запчасти даже к партизанскому «Волгабасу» все импортные. И с учётом курса евро поднялись в цене от 15 до 70 процентов.

Максим Гринченко, водитель: «Есть такой момент, с этим будет тяжело. Но комфорт пассажиров прежде всего. Нужно думать о пассажирах. О перевозке пассажиров. А этот автобус как водителю, так и пассажиру доставляет максимум комфорта».

О максимуме комфорта и, главным образом, безопасности думают и авторы нового конкурса — государственных торгов, — который должен выбрать перевозчиков городу на ближайшие 5 лет. Главным требованием правительства стало обновление автобусного парка и оснащение системой безопасности: в каждом салоне предложено установить по 4 камеры видеонаблюдения. В первом варианте предложили еще и полностью укомплектовать автопарки низкопольными автобусами. А это 6,5 тыс. единиц . От идеи отказались. Но и теперь несладко: срок эксплуатации транспорта заканчивается у 1200 коммерческих автобусов. Цена на каждый из таких уже выросла с 4,5 млн рублей до 8-ми.

Василий Киселёв, председатель Ассоциации перевозчиков Петербурга: «Удорожание техники, увеличение банковской ставки по лизинговым платежам — она сегодня, по всей видимости, будет составлять не менее 22 процентов. Означает полное фиаско рентабельности предприятий пассажирского транспорта негосударственного сектора».

Перевозчики говорят, за последние 10 лет уже дважды обновили свой транспорт, в условиях нестабильной экономики поменять стареющие каждые 5 лет автобусы попросту не смогут. А значит, не выполнят обязательства перед городом по условиям торгов. 

Игорь Плетнёв, учредитель компании-перевозчика: «Большинство присутствующих потратило очень много денег и обновило (реально обновило) — всё, что вы видите сегодня, это было когда-то новым. Совсем новым. И сегодня мы бы сделали с удовольствием это, если бы могли посчитать математику нашу рентабельность. Но в связи с тем, что сегодня непонятно. Мы поддерживаем, что происходит и готовы терпеть. Но какой ценой?».

Александр Воробьёв, председатель комитета по транспорту Петербурга: «Пока нам юридический комитет сказал о том, что сориентировал на то, что юридически это будет не всё корректно — пролонгация договоров, вы знаете, о чём я говорю».

В такой неспокойной обстановке проходят встречи, в правительстве города перевозчики говорят: необходимо продлить имеющиеся договоры, оставить им маршруты. На решение по конкурсу правительство взяло ровно неделю. И оно будет непростым. Сейчас коммерческие перевозчики обслуживают 220 социальных маршрутов города, то есть половину имеющихся. В нынешних ситуации выполнить условия конкурса и их сохранить кажется почти нереальным. 

Александра Ли, корреспондент: «Первый вариант развития ситуации: коммерческие перевозчики, понимая риски и нерентабельность бизнеса, скорее всего, просто откажутся от участия в скачках — больно уж высокая ставка. В этом случае на стартовую прямую может выйти тёмная лошадка из другого региона, а так как объёмы перевозок в Петербурге под силу лишь Москве, которой и своих пассажиров, к слову, хватает, скорее всего, ею окажется фиктивная фирма. Такой случай, кстати, уже был. Тогда с начала действия контракта на автобусную линию попросту некому было выходить. Второй вариант развития ситуации: перевозчики возьмут на себя обязательства по обновлению парка. Но тогда самим пассажирам придётся платить. И стоимость проезда в этих условиях в размере 45 рублей — самая оптимистичная. Овёс пока в условиях кризиса не дорожает. И если так пойдёт и дальше, впору пересаживаться на гужевой транспорт».