Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский ужесточил систему контроля в научной библиотеке музея в связи с хищениями раритетов из книгохранилища.

Библиотека, а точнее ее сотрудники — слабое место в системе охраны Эрмитажа. Это тенденция, заявляют специалисты. 

Если раньше музеи в большей степени нуждались в защите от грабителей со стороны, то в последние годы приходится следить еще и за теми, кто сам следит.

Что же советуют профессионалы охранной отрасли? Выстраивать защиту любого музея на трех «китах»: внешняя охрана, новейшие технологии и, собственно, наблюдение за сотрудниками.

Известно, что на любой замок найдется свой взломщик. Поэтому основной смысл первого «кита» — внешней охраны — заставить вора повозиться и дать время сотрудникам безопасности (5-10 минут) его поймать. Здесь помогут решетки на окнах и металлодетекторы, не помешают и регулярные патрули.

Внутри музея за безопасность отвечают самые разнообразные датчики. Инфракрасные лучи, которые раньше казались фантастикой из кино. Системы, которые реагируют на изменения угла наклона картины. В витринах создается поле, малейшее изменение которого посылает сигнал на специальное устройство. И другие тому подобные шпионские штучки. Главное, чтобы проснувшаяся система известила только кого надо, а грабитель будет не в курсе, что он потревожил сигнализацию.

Камеры, датчики и еще раз камеры. Лучший охранник — тот, за которым постоянно следят, говорят профессионалы. Идеалом считается, если ночью в помещении с экспонатами находятся только системы слежения. А люди сидят в специальных комнатах и наблюдают за происходящим. А после рабочего дня все сотрудники проходят через КПП и любого могут досмотреть.

Понятно, что уровень охраны в разных музеях разный и не везде могут себе позволить современные системы. Но что объединяет, пожалуй, все музеи мира: ни один из них не раскрывает детали своих технологий защиты — а как было бы интересно!