Неизвестное фортификационное сооружение времён войны обнаружено петербургскими исследователями. Предположительно, это штабной бункер, из которого Маршал Жуков руководил некоторыми операциями. Утверждать, или опровергать это сейчас не позволяет состояние объекта. Спускаться вниз каждый раз приходится с риском для жизни. Наш корреспондент Алексей Жуков побывал внутри одним из первых.

Вплотную подобраться к неизвестному бункеру удается лишь со второго раза. Сначала терпим полное фиаско. Большая глубина, отвесная ржавая лестница и тяжелое телевизионное оборудование. Второй заход совершаем уже при поддержке профессионалов.

Алексей Жуков, корреспондент: «Кажется, что глубина метров семь, но знающие люди уверяют, на самом деле — всего 5. Возможно, спускаться туда — не самый обдуманный поступок, но историк и журналист Олег Петрович Мироненко уверен, там внизу военный бункер времен Второй мировой. И настаивает, самого маршала Жукова. Корреспондент Алексей Жуков почему-то решил, что просто обязан туда спуститься».

Прямо возле люка, будто специально, классическая русская березка. Вокруг нее и обвязываем тросы и крепления. Первым для осмотра вниз отправляется опытный скалолаз. 

Алексей Жуков, корреспондент: «На дне примерно по грудь воды, поэтому лезем туда вот в таком обмундировании».

Наличие бункера в Полежаевском парке не то, что бы сильно удивляет. В 41-м здесь проходила линия обороны Ленинграда, но спускаясь вниз, понимаешь: от былых времен тут осталось немного.

Алексей Жуков, корреспондент: «Что интересно. Электрические провода висят буквально в 2-3 сантиметрах от воды. Мы будем очень надеяться что питание уже давно не подключено».

Воды по грудь, все деревянные элементы давно сгнили, а руку к разрушению безымянного военного памятника приложили не только дожди.

Алексей Жуков, корреспондент: «Ну, мы совершенно точно здесь не первые. Вот здесь уже пластиковых бутылок полно, полно каких-то бутылок из-под машинного масла».

Сомнения, а бункер ли это, возникают при первом взгляде на оконные рамы. Возможно, весь холм, под которым находится сооружение — искусственная насыпь. А помещение — дом, который засыпали сверху, превратив в неприступную крепость, которую так не смогли преодолеть немцы. Как давно забросили это место, тоже сказать непросто.

Андрей Геркач, сотрудник частного музея «Дорога жизни» (дер. Кобона): «Смущает немножко система отопления, которая здесь присутствует, она как-то более современно выглядит, ну и, скажем так, не удалось нигде найти пока никаких датированных подтверждений того времени».

По примеру охраны линии Маннергейма, где все укрепления превратили в музейные комплексы, историк Мироненко предлагает создать линию Жукова. Сейчас здесь живет только лягушка, да и та спряталась, завидев камеру. Судьба неизвестного памятника все-таки должна решиться в ближайшие месяцы. Все здания на поверхности, а это в основном сгнившие сараи, ждет полная инвентаризация, после которой их либо снесут, либо все-таки решат разгадать загадку бункера.