В СБУ подтверждают факт задержания журналиста «Невских новостей» Андрея Захарчука. На родине ему пытаются инкриминировать преступление по 111 статье Уголовного Кодекса Украины «Государственная измена».

Правда, при ближайшем рассмотрении такие обвинения иначе как абсурдными назвать сложно. Фотографии, сделанные Андреем, и те, на которых силовики пытаются построить дело, никакой военной тайны не раскрывают. Наш корреспондент Елена Болдышева выяснила: секреты, о которых идёт речь, и без помощи российской стороны давно стали достоянием интернета.

Этот молодой человек в первом ряду — Андрей Захарчук. Он российский журналист с украинским гражданством. В Петербурге работает почти три года. В начале февраля Андрей поехал на родину. 

Через неделю раздался звонок. Семье сообщили, что молодому человеку грозит тюремное заключение по обвинению в государственной измене в пользу России. Он делал фотографии у стен бронетанкового завода в Николаеве. 

Евгений Зубарев, руководитель издания «Невские новости»: «Человек от политики очень далекий, обвинять его в госизмене — это абсурд. Андрей делал какие-то сюжеты, посвященные общественно-политической ситуации, то есть никакой Николаевский бронетанковый завод ему не нужен. Есть два варианта: либо в нем взыграло что-то ретивое, либо его туда привезли, сняли его фотоаппаратом какие-то компрометирующие снимки».

Украинские СМИ пишут, что журналист делал снимки мостов и засекреченных заводов.

Видимо, за это, по местным законам, он должен отбывать срок. Но с таким же успехом шпионом может стать любой пользователь интернета. 

Вот одно из изделий якобы секретного предприятия — бронированная разведывательная дозорная машина БДРМ-2 «Хазар». Серийно производилась с 1963 по 1989 годы. На заводе в Николаеве старым изделиям дают вторую жизнь. Ставят дополнительную броню, новый двигатель и тепловизоры. Все данные есть в абсолютно открытом доступе. Но следствие считает иначе. 

Владимир, следователь по делу Андрея Захарчука: «Если бы не были аргументированные обвинения, то вряд ли суд вынес бы такое решение по задержанию и о содержании его под стражей в течение двух месяцев».

А это сюжет из выпуска новостей украинского телеканала. Все секреты как на ладони. Подробная экскурсия по производству. Смотрели ли этот репортаж обвинители журналиста Захарчука перед тем, как оставили его под стражей на два месяца? Отец Андрея сказал, что главные улики против сына — это камера и ноутбук с фотографиями. 

Василий Захарчук, отец Андрея Захарчука: «Получается, перепутали террориста с журналистом. Я не понимаю, либо это такая некомпетентность наших органов, либо это политический заказ. Прокурор зачитал только, что Россию назвали агрессором все мировое сообщество и украинская Рада, обвинил российские СМИ в искажении действительности. Там идет война, убивают людей, и в этом виноват Андрей».

В апреле суд решит, в чем именно виноват Андрей. Есть данные, что журналист был в Одессе, написал статью о городе. Заезжал в Киев и Николаев. И такая «фактура» тянет на срок.

Но следствие не считает ситуацию безнадежной. И даже готово предложить свои варианты выхода из нее. 

Владимир, следователь по делу Андрея Захарчука: «О том, что реально проводятся обмены, есть определенные моменты, которые мы знаем, что это реально. Отец Андрея говорил мне, что вы там можете с кем-то связаться, по поводу обмена. Помочь. Выйти. Вплоть до того, что Савченко готовы обменять».

Елена Болдышева, корреспондент: «За несколько фотографий Андрею Захарчуку грозит пятнадцать лет за госизмену, доказательств которой в суде так и не было предоставлено. И, похоже, его обвинителям неизвестно, что деятельность журналистов охраняется 10-й статьей Европейской конвенции по правам человека и девятнадцатой статьей Всеобщей декларации о правах человека. Журналист 24 часа в сутки при исполнении, и он должен выполнять свою работу вне зависимости от политической ситуации».