Этим вечером в лютеранской церкви Петра и Павла состоится благотворительный концерт, приуроченный к Международному Дню детей, больных раком, который проходит 15 февраля. Тем временем петербургские учёные готовы предложить своё лекарство от онкозаболеваний. Как работает средство и когда появится в больницах, выяснила Мария Тихонова.

Эта современная лаборатория под Петербургом всего за несколько лет стала серьезным конкурентом для многих европейский фармацевтических компаний. В январе отсюда во все российские регионы отправили первую партию отечественного препарата для онокобольных. Петербургские ученые в буквальном смысле подарили жизнь пациентам с диагнозами рак крови и рак лимфатических узлов. На очереди еще одно лекарство — для больных с прогрессирующей формой рака.

Мария Тихонова, корреспондент: «В этом флаконе надежда для многих онкобольных. Препарат блокирует метастазы. После таких инъекций из 10 пациентов у половины раковая опухоль не просто перестает расти, а даже уменьшалась в размере. Теперь цена такой спасительной вакцины не зависит от курса доллара. Препарат производят в Петербурге, уже к сентябрю он должен поступить во многие клиники страны».

Роман Иванов, зам. генерального директора фармацевтической компании: «Этот препарат блокирует прорастание кровеносных сосудов в опухоль. Опухолевые клетки теряют источник снабжения кислородом, рост опухоли замедляется. Иногда останавливается. Это дает пациентам несколько месяцев или несколько лет жизни».

Это лекарство — так называемый дженерик. Аналог швейцарского препарата, одного из самых дорогостоящих среди тех, что Россия раньше закупала за границей. Если в 2014-м на него потратили свыше трех миллиардов рублей, то в этом году планируют на треть меньше. Вакцину помимо нашей страны опробовали в Индии, Колумбии, Южной Африке и Украине. Но несмотря на успешные международные испытания и более низкую цену, опытные врачи к новому отечественному препарату относятся настороженно.

Владимир Моисеенко, директор онкологического центра СПб: «Задача этих фирм, наших производителей, быть святее Папы Римского, они должны доказать, контроль должен быть и со стороны врачебного сообщества, чтобы дисциплинировать их».

Более двадцати облучений, три химиотерапии и операция. О страшном диагнозе Фелиск Филиппов узнал случайно, во время планового осмотра у врача. Говорит, в борьбе с раком все средства хороши. И в отличие от медиков оптимистично относится к отечественному ноу-хау.

Феликс Филиппов, пациент онкологического центра: «Если он сможет сделать то, о чем мечтает каждый онкобольной, я пойду на все. Даже в качестве эксперимента».

Случай Феликса Васильевича, возможно, относится к тем 10 процентам, когда рак — не приобретенная болезнь, а наследственная. У его деда тоже была онкология. Окажутся ли дети и внуки в группе риска, теперь дело всего одного анализа.

Работая по принципу ксерокса, этот аппарат находит в клетках ДНК мутирующий ген, который в дальнейшем может привести к развитию рака. Такие молекулярные исследования теперь делают и в Петербурге. Врачи планируют составить свой реестр мутаций, которые чаще всего встречаются у жителей Северной столицы. Для этого будут обследовать целые семьи.

Владимир Ермилов, биолог лаборатории клинической диагностики онкологического центра СПб: «Это может поменять схему лечения принципиально. Схема лечения, которая применяется для одних больных, для других может не подойти, а принести вред».

Такие знания помогут не только вылечить рак, но и предотвратить его. Например, голливудская кинодива Анджелина Джоли добровольно легла под нож хирурга. Узнав, о большой вероятности болезни, она полностью удалила молочные железы. В России по тому же пути пошли только несколько женщин. Сейчас главная задача онкологического центра в поселке Песочный — сделать такие анализы бесплатными для всех. Одна из благотворительных организаций уже пообещала выделить денежный грант. Пока обследование не входит в список обязательного медицинского страхования.