Петербург сегодня отмечает 71-ю годовщину снятия блокады Ленинграда.

Особенно ценны для истории воспоминания свидетелей. В марте этого года Розе Ивановой исполнится 90 лет. Первую блокадную зиму она провела в Ленинграде. 

Голод и холод, потеря близких и спасение по Дороге Жизни. Ее память — бесценный источник информации. 

С Розой Ивановой встретился Алексей Жуков.

Роза Иванова, ветеран Великой Отечественной войны, житель блокадного Ленинграда: «На третьем этаже жил профессор, на третьем здесь этаже жил будущий ректор университета Александров Саша. Вот такая публика была у нас была. Вера, Надежда, Любовь и Софья — все здесь».

Дом, где Роза Иванова встретила войну и пережила блокаду. Все воспоминания — как в библиотечном каталоге. Родилась в 1925 году. В Ленинград переехала в 1932 году. Помнит свои окна — за ними теперь другая жизнь, и сквер, на его месте сейчас элитная новостройка. Когда-то здесь с четырьмя подругами она до дыр зачитывала любимые книги. 

Роза Иванова, ветеран Великой Отечественной войны, житель блокадного Ленинграда: «Получилось так, что наша четверка стала называться «Четыре мушкетера». Я была Атосом, моя подруга была Д’Артаньяном. Были и Портос, и Арамис. И шляпы вдруг обнаружили у одной моей подруги. Вот эти большие шляпы мушкетерские. И у нас, конечно, было такое раскланивание».

Война обрушилась на нее в этом самом дворе. Ежедневные дежурства на крыше. Бомбоубежища. 125 граммов хлеба, желе из столярного клея, размоченная горчица и питьевая вода — из Невы. 

Роза Иванова, ветеран Великой Отечественной войны, житель блокадного Ленинграда: «Где-то приобрели дуранду. Мы даже не знали, что это такое. Это вот очистки от переработки зерна. Можно было что-то сосать. И никакой еды не было, только вот вода».

Отец всю войну — на фронте. Но первая потеря — в родном доме. 30 января 42-го умирает мать. Чудом удается получить свидетельство о смерти в больнице им. Эрисмана. 

Роза Иванова, ветеран Великой Отечественной войны, житель блокадного Ленинграда: «И вот сказали идти в барак. Там сидит сторож, он поставит штамп. Хорошо. А дойти до него — нужно было перешагивать через трупы. Свозили со всего города. Видимо, падали люди, туда их свозили. И они лежали. Я, когда подошла к бараку, он был полностью заполнен. Вот штабеля лежали, трупов, я в ужасе совершено».

Чтобы оплатить похороны, пришлось отдать самое ценное — хлеб. Весь, что был. Копила несколько недель. Спасение пришло с фронта. Отец вернулся проведать и привез крупы.

Роза Иванова, ветеран Великой Отечественной войны, житель блокадного Ленинграда: «А когда он уходил, говорил: «Ты только ничего не кушай, ты уже поела»! Но только дверь закрылась — сразу же варить, варить! Сварила, начала кушать и чувствую — все, я теряю сознание, я падаю. Я легла и думаю, значит, я умираю, полежала, полежала — нет, оклемалась. Опять к кастрюле».

23 февраля 1942 года с отцом она покидает Ленинград по Дороге Жизни. Пара месяцев медицинской подготовки. На фронте с подвижным госпиталем №518 дошла почти до Берлина. Специализировалась на ранениях в живот, бедра и голову — все самое тяжелое. Три года — тысячи спасенных. Победу встретила в немецком Канте. Артиллерийская дивизия, что шла параллельно, пригласила на праздник. Тогда же узнали, что война закончилась не для всех. 

Роза Иванова, ветеран Великой Отечественной войны, житель блокадного Ленинграда: «И именно вот первый раз мы, в 1945 году, узнали бандеровцев, что существуют такие вот отряды бандеровцев, которые в этих лесах…. Они налетали на машины и расстреливали раненых».

После всего она вернулась в Ленинград полная надежд. Своими глазами видела, как везли по разгромленному Ленинграду «Самсона» в Петродворец. Пережила не одного главу государства, застала смену режимов, курсов и однажды вместе со всеми проснулась в новой стране. А вот чего она совсем не ожидала, так это того, что историю захотят переписать. Историю, свидетельницей которой она была. Все ее награды не сосчитать, но сама она уверена, что их всего пять. 

Роза Иванова, ветеран Великой Отечественной войны, житель блокадного Ленинграда: «У меня Орден Октябрьской Революции есть, Отечественная война II степени, Красна Звезда, медаль «За боевые заслуги» и медаль «За победу над Германией».

Знак «Жителю блокадного Ленинграда» она не считает. Она носит его всегда.