Во всем мире сегодня вспоминают одну из самых трагических страниц в истории - Освенцим. С 2005 года 27 января является Днем памяти жертв геноцида еврейского народа. Ровно 70 лет назад Красная армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти. До наших дней правду тех ужасных событий донесли единицы. Среди них Рива Мацияускас. Историю маленькой девочки, чудом выжившей в Освенциме, узнала Татьяна Баженова.

Рива Мацияускас, бывшая узница лагеря Освенцим: «Началась война. И я не знаю, как мои бабушки догадались назвать меня не Ривой, а Ритой. Видимо, какое-то чутье им подсказало. Они же знали, что у меня отец еврей».

Смена имени в далеком 1941-м спасла ей жизнь. Для четырехлетней Ривы Каспирович из Ленинграда каникулы у бабушки в Белоруссии обернулись кошмаром. На оккупированной территории два года пришлось снабжать немцев продовольствием, на ужасы войны старались не обращать внимания. Тревожное спокойствие прервалось в один миг: враги сожгли деревню, а мирных жителей посадили в «поезда смерти». 

Рива Мацияускас, бывшая узница лагеря Освенцим: «Помню, как мы ехали, нечего было пить и есть, люди не выдерживали, их выносили. Когда прибыли в Освенцим, я попала в эшелон как белоруска. А было несколько вагонов. Когда мы приехали, сразу предложили всем раздеться, оставить все драгоценности, как будто принять душ. Я помню, начался страшный шум, все кричали и плакали, были только дети и женщины. Пол начал опускаться, и вдруг забегают надсмотрщики и кричат: «Прекратить всё!» Перепутали вагоны. Сами понимаете, кому был предназначен душ. А позже стали накалывать нам номера. Одна держала, другая накалывала. Я упала в обморок. А один мальчик моего же возраста стёр, его побили и снова накололи». 

В одном сарафане и тужурке она прожила в холодном бараке две зимы. Греться у небольшой печки детям не разрешали, запрещалось даже поднимать голову наверх, к свету. А под потолком, оказывается, были окна. Надежды почти не оставалось. 

Рива Мацияускас, бывшая узница лагеря Освенцим: «Девушки какие-то говорили: вот евреев повезли в крематорий. И я говорю: «да, евреев повезли…» Сама не знала, что могу оказаться на их месте. Я не знала, кто я. Жили как жили. Боялись только заболеть. Потому что если кто-то заболевал, его сразу ликвидировали». 

Нацистскую фабрику смерти освобождали советские войска. Вдохнуть воздух свободы удалось тысячам заключенных. Покоиться навеки в концлагере остался прах миллионов человек. 

Рива Мацияускас, бывшая узница лагеря Освенцим: «Освобождение помню, исчезли все надзиратели. Мы одни. Вышли на улицу и пошли. Кто-то угостил шоколадом нас. Мы брели по деревне, все было разбито, никого не было. Тот страх, который я получила, это очень тяжело. Без последствий никак, склад характера изменился».

Сейчас она с улыбкой встречает в доме гостей, за плечами детский дом и совершенно чудесное воссоединение семьи. Мама нашла дочь спустя 8 лет разлуки. Бабушка случайно услышала от постороннего ребенка в магазине, что в детдоме Киева жила девочка по имени Рива Каспирович. 

С родителями теплые отношения наладить так и не удалось, сказалось слишком тяжелое прошлое. Отцу и матери Ривы на долю выпала жизнь в блокадном Ленинграде. 27 января она отмечает две памятные даты. В этот раз отправляется в Польшу, на годовщину освобождения Освенцима. Уже во второй раз — впервые, обливаясь слезами, ходила по музею-концлагерю 10 лет назад. 

Рива Мацияускас, бывшая узница лагеря Освенцим: «На 70-летие освобождения Освенцима приглашены все. Кроме России». Это удивительное дело. И президент не поедет. Как это? В прошлый раз я его видела, он мимо меня проходил, я думала, и сейчас так будет. Очень жаль. Я уже над всем этим парю. Хочется увидеть, как я через 10 лет, какими глазами всё это увижу. Ну и я ведь с дочкой еду».

Татьяна Баженова, корреспондент: «Для вас это важно?»

Рива Мацияускас, бывшая узница лагеря Освенцим: «Да, очень».