12 процентов ВВП составляет государственный долг Российской Федерации, а ее золотовалютные резервы оцениваются в 380 миллиардов долларов. Несмотря на это, вчера агентство S&P все же снизило рейтинг страны до «мусорного», то есть неинвестиционного уровня.

Эксперты отмечают, что решение это, скорее всего, политическое, и игроки рынка это тоже понимают. Так что вряд ли снижение заметно скажется на реальной стоимости заимствований — по крайней мере до тех пор, пока инвестиционный рейтинг страны сохраняют два других агентства Fitch и Moody's. 

Однако помимо рейтингов, есть и другая политическая угроза экономике. Из-за обострения на Украине западные страны рассматривают возможность отключить Россию от системы SWIFT. Президент ВТБ Андрей Костин ранее заявлял, что такой шаг стал бы «прямым объявлением войны».

Настолько ли драматичны последствия для банковской системы, знает Яна Плукчи.

Международная система SWIFT появилась в 70-е. Это своего рода кооператив — закрытая сеть, которая позволяет компаниям обмениваться платежами и сообщениями. Основными пользователями являются банки, в меньшей степени — участники фондового рынка и корпорации. Система формально независимая, однако политики уже не в первый раз предлагают отключить от нее нашу страну. Еще в конце августа такую идею подал премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Тогда инициативе резко воспротивились, прежде всего в самом SWIFT. Политическое давление повредило бы репутации системы. А кроме того, при отключении России она потеряла бы 6 процентов своих клиентов. И усложнила бы жизнь не только российским, но и иностранным компаниям. 

Елизавета Марковская, доцент департамента финансов ВШЭ: «Это технически усложнит передачу платежных поручений, передачу информации. В какой степени осложнит? Просто удлинит сроки прохождения этой информации. В этом плане каких-то таких глобальных рисков, связанных с тем, что мы не сможем, например, взаимодействовать с другими банками, таких рисков, на мой взгляд, нет. Потому что в любом случае есть альтернативы, они всегда были, просто они действительно намного медленнее работают, это Телекс, факсы, электронная почта, телефоны, в конце концов».

В марте 2012 года декларируемая независимость не помешала SWIFT отключить от системы Иран. Хотя тогда причиной тоже стали политические санкции. Чем это на примере Ирана грозит нашей стране? Прежде всего, пострадают компании, завязанные на западные поставки. Например, деньги от продажи нефти мы будем получать с заметной задержкой. Возможно, их придется хранить на счетах в других странах. Усложнится и выплата валютных долгов. В конечном счете это может привести к дефициту валюты в России, а значит — и к новому витку девальвации рубля. Впрочем, банкиры готовы быстро освоить альтернативные системы.

Всеволод Лобов, руководитель аналитической службы группы компаний «Доходъ»: «В декабре прошлого года Центробанк организовал свою сеть, практически аналогичную SWIFT, которая позволит в случае отключения внутрироссийские расчеты не останавливать, то есть внутри России расчеты будут происходить так же, как и происходили, в этом смысле риска нет. С точки зрения международных расчетов мы можем договориться с крупнейшими банками Китая или Индии, чтобы они, в случае чего, служили посредниками в валютных расчетах и открыли нам корреспондентские счета».

Россия — не Иран, в системе SWIFT наша страна занимает второе место по числу клиентов. Несмотря на публичные угрозы, реальная вероятность отключения российских банков достаточна мала, слишком уж большой урон это нанесет всем участникам системы. Однако точное решение будет озвучено лишь в четверг, после встречи министров иностранных дел Европейского Союза.