Настроение мигрантов из Средней Азии падает вслед за курсом рубля. Они уже не хотят работать за те деньги, которые получали до повышения курса валют, и начали массово возвращаться домой.

С одной стороны, такая тенденция поможет частично решить проблему нелегалов. Но вот другой вопрос — кто займётся работой, которую выполняли гости, — остаётся пока без ответа. Елена Болдышева попыталась разобраться в ситуации.

Самолеты из городов Средней Азии в «Пулково» садятся ежедневно. Вот только пассажиров у стойки регистрации теперь куда больше, чем в зале прибытия. 

— Конечно, уезжают все уже.

— Не знаю я про людей, но я сам не вернусь.

— Где-то 40-50% уезжают. Когда доллар нормальный будет, тогда вернутся.

Вместе с долларом растут и горы снега. Убирать их становится некому. 

— Можно у себя так заработать.

— Я пойду там у себя поработаю.

В сфере ЖКХ зарплата мигранта редко превышает 15 тысяч. К тому же рубли в Средней Азии не нужны. Нужны доллары. За год курс вырос почти в два раза. На столько же сократились и переводы семьям на родину. Так сколько теперь нужно для счастья труженику метлы и лопаты? 

— Около 50 тысяч. 50 тысяч.

— Минимум 50 тысяч.

— 45 или 50 тысяч — вот так достаточно.

Глава ФМС Константин Ромодановский заявил, что в начале 2015 года в Россию вернулось на 70% меньше гастарбайтеров, чем в 2014 году. Отток зарубежной рабочей силы, в первую очередь, коснулся коммунальщиков. 

Юрий Кузин, заместитель начальника жилищной инспекции: «Укомплектованность достигает 30% от нормативов, утвержденных Госстроем. По нормативу, в наших крупнейших организациях, которые обслуживают около 70% жилищного фонда города, должно быть около 17 тысяч дворников. Фактически их около 5 тысяч». 

Но причина дефицита, по словам представителей жилищной инспекции, заключается еще и в тарифах. Сегодня петербуржцы платят за уборку 1 рубль 29 копеек с квадратного метра. Простая арифметика показывает, что зарплата дворника где-нибудь в Центральном районе может оказаться меньше десяти тысяч рублей. Таким калачом вряд ли удастся заманить петербуржцев. 

Владимир Захаров, заместитель главы администрации Кировского района: «Основная масса — конечно, мигранты. Я извиняюсь, но российские граждане за 17 тысяч рублей работать не хотят». 

Пока январь наметает сугробы, в управляющих компаниях складывают кипы жалоб от недовольных петербуржцев, но сохраняют спокойствие. 

Александр Радковский, директор управляющей компании: «Проблем, связанных с уборкой, много. Они действительно есть. Жители предъявляют много претензий, но я не сказал бы, что огромная масса по сравнению с другими претензиями». 

«Дыры» в штате управляющие компании латают с помощью клининговых агентств, которые предоставляют им в аренду рабочую силу. В основном, конечно, иностранную. Но после начала оттока мигрантов в этих агентствах тоже могут возникнуть сложности с кадрами. Не исключено, что в этом случае либо коммунальщики будут просить пересмотреть тарифы, либо петербуржцам придется самим браться за лопаты.