Входящий в состав памятника всемирного наследия Ропшинский дворец терпит настоящее бедствие. На днях там обрушился портик фасада и в музее-заповеднике «Петергоф» не исключают, что разрушение продолжится.

В общем-то уже сейчас здание больше походит на руины. Специалисты подсчитали: чтобы вернуть историческому зданию былой вид, потребуется около 20 миллионов рублей. Сумма немалая, и сбор всех необходимых для реставрации документов затянулся. Время продолжает работать против дворца. Перспективы изменить ситуацию оценила Татьяна Баженова.

То, что Ропшинский дворец находится в критическом состоянии, понятно и без детального осмотра. Тревогу градозащитники и местные жители бьют давно. Два года назад усадьбу передали во владение музейщикам Петергофа. Они и сейчас готовят документы на реставрацию. Но время работает против. 

В конце новогодних праздников — очередное обрушение. Не выдержали все пять колонн фронтона.

Елена Кальницкая, Генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «Погодные условия нам очень навредили. Здание и так стояло 25 лет без крыши, а тут всё еще и промокло. Сейчас проектировщики говорят, что идет подсос влаги из земли. Зима-то теплая! Все обледенело, конструкции не выдержали. Вероятно, если бы это не произошло, мы были обязаны все равно это сделать, все-таки опасно для жизни». 

Несчастье в этом случае помогло. По плану сначала здание выведут из аварийного состояния. На это у Министерства культуры уже попросили денег. Позже дворец ждет масштабная реставрация. Восстановление практически из руин оценили в 5 миллиардов рублей. 

Кстати, помимо главного корпуса на территории еще больше двух десятков зданий-памятников. Проект реставрации представят в столице в начале весны. 

Сергей Павлов, Главный архитектор ГМЗ «Петергоф»: «Это будут достаточно нейтральные интерьеры, но внешняя архитектура будет восстановлена с максимальной достоверностью. То, что мы сейчас видим, это XIX век. Говорить про конкретного архитектора было бы неправильно. Это последовательность временных наслоений». 

Своей миссией новые попечители видят и развенчание мифа о самом таинственном и устрашающем дворце области. Он лишь на 12 лет младше самого Петербурга. В резиденции, где отдыхали и охотились члены царской семьи, произошла, например, загадочная гибель Петра III. 

В советское время в Ропше располагался немецкий госпиталь, позже батальон Ленинградского военного округа. Отдавали дворец даже птицефабрике — не сложилось из-за внезапных пожаров и очередной утраты части конструкций. Испытания временем, впрочем, он выдерживал отважно — после экспертизы подрядчики обнаружили подлинные исторические элементы. 

Сергей Песчанский, главный инженер компании-подрядчика: «Здание много перестраивалось и в советское время, и в дореволюционное. Много сохранилось исторических конструкций, а элементы отделки утрачены почти на 100%. Нами выявлено буквально 5-6 мест с исторической лепниной. При реставрации безусловно всё сохраним». 

Сотрудники музея и так уже вложили немало сил, но сделали пока только то, что можно без финансирования: очистили парк, провели два десятка субботников и повесили на фасаде дворца предупреждающий баннер. 

Татьяна Баженова, корреспондент: «Планы сотрудников ГМЗ «Петергоф» кажутся почти наполеоновскими. После реставрации здание рассчитывают приспособить под школу реставрационного же мастерства. На территории возникнет целый кампус для студентов, и, не отвлекаясь ни на что, они смогут изучать непростое искусство. Правда, восстановить жемчужину Ропши получится не раньше, чем через 5 лет».