17% составляет сегодня ключевая ставка Центробанка, от которой зависит стоимость кредитов в российской финансовой системе. Резкое повышение на пять с лишним процентных пунктов оказалось шоком для банкиров.

Даже почти заключенные сделки отзываются, чтобы ужесточить условия договора. И это на фоне роста желающих снять деньги с депозита. Перерастет ли ситуация в полномасштабный банковский кризис, знает Богдан Бакалейко.

Богдан Бакалейко, корреспондент: «Основная цель Центробанка — сделать рубль менее доступным, а соответственно, поднять его стоимость — достигнута. За последнюю неделю доллар потерял 6 рублей и это притом, что масштабных интервенций регулятор не проводил. Людей успокоили, но теперь напуганы банковский сектор и бизнесмены. Повышение ключевой ставки — вроде бы временное, но сделало кредитный рынок непредсказуемым. Все ждут, когда ЦБ пойдет на попятную, а деньги снова станут дешевыми».

Уже сейчас ставки по корпоративным кредитам выросли до 30%, что в два раза больше, чем несколько недель назад. Поступить по-другому финансисты просто не могут, иначе работать придется в убыток. 

Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела инвестиционной компании: «В прошлый раз решение о сохранении высокой процентной ставки держалось 5 месяцев. Сейчас ситуация несколько иная. Я думаю, что этот процесс будет не пять месяцев длиться, а, наверное, ближе к 1 кварталу, то есть 3 месяца смогут стабилизировать ситуацию и наладить стабильные продажи валюты».

Параллельно деньги выводят вкладчики. В лучшем случае для того, чтобы переложить на более выгодный депозит. Они ведь тоже выросли вслед за ключевой ставкой. В худшем люди просто забирают их из финансовой системы и тратят. 

Первых жертв не пришлось ждать долго. На этой неделе прогремела новость о санации банка «Траст». Могло быть и банкротство, но у Центробанка пока есть деньги, чтобы спасать проблемные кредитные организации. 

Всеволод Лобов, руководитель аналитического отдела финансовой группы: «Конечно, ни один банк не обанкротился в том смысле, что перестал выдавать вклады именно по своей инициативе. Пока у Центрального банка и правительства есть ресурсы, чтобы такой пожар тушить. Потому что нельзя допускать условного банкротства «Лемон Бразерс», как было в США, потому что тогда экономику уже нельзя будет спасти. Финансовая система рухнет».

Простому гражданину в этом случае лучше просто переждать, переложив деньги в надежный банк, но с более высокой доходностью. Тем более что государство увеличило страховую гарантию по депозитам с 700 тысяч рублей до 1 миллиона четырехсот тысяч. А вот профессиональные инвесторы на этом кризисе могут хорошо заработать. По крайней мере если он не затянется надолго. 

Дмитрий Кулешов, руководитель отдела инвестиционной стратегии дирекции по работе с частными клиентами Citi в России: «Среднестатистический, глобальный, дифференцированный инвестор в эти дни в России чувствует себя достаточно комфортно. С одной стороны, он комфортно чувствует, потому что его портфель, в котором валютная составляющая в рублевом эквиваленте, вырос. С другой стороны, на рублевую составляющую у него появляется масса привлекательных финансово-инвестиционных возможностей. Мы потому что помним, что было в 2008 году, тогда можно было на долговом рынке за год заработать двухзначную доходность».

В итоге 2015 год для российских банков будет напоминать игру в сапера. Любой неверный шаг может обернуться серьезными убытками, а действовать приходится вслепую. Проигравшие уйдут с рынка, а победители увеличат капитал за счет поглощения менее удачливых конкурентов. При этом среди вкладчиков пострадавших быть не должно. По крайней мере до тех пор, пока за необдуманные решения финансистов готово платить государство.